1
Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности
«Движение Первых»
Возрастание общественно-государственных усилий по возрождению
духовности, внимания к детству как важнейшей ценности, условию
стабильности и процветания страны, сформировало приоритетность
государственной политики в целях создания беспрецедентных условий
содействия воспитанию детей и молодежи, развития социального института
воспитания, создания масштабных возможностей для развития общественной
активности детей и молодежи, поддержки детских и молодежных гражданских
инициатив, вовлечения в широкую сферу социально активной и
общественно полезной деятельности.
Миссия Движения состоит в предоставлении подрастающему поколению
как гражданам страны возможностей реализовать собственную
инициативу, самостоятельность и ответственность на основе широких
перспектив добровольной самоуправляемой организации, структура которой
охватывает первичные, местные, региональные отделения во всех субъектах и
муниципалитетах Российской Федерации, предоставляя открытую доступность
участия и вовлечения в социально значимые виды деятельности всем детям и
молодежи без исключения.
Программа курса внеурочной деятельности «Движение Первых»
направлена на создание условий и возможностей для развития личности каждого
его участника; формирования гражданской идентичности; укрепления духовнонравственных основ общественной жизни; развития навыков социально
активной деятельности; для сохранения преемственности и связи поколений,
процветания России, коллективной ответственности за судьбу Отечества перед
нынешним и будущими поколениями.
Движение структурирует, организует безопасное воспитательное
пространство для укрепления духовно-нравственного благополучия детей и
молодежи, способствует реализации значимых воспитательных событий,
расширяет круг общения детей и взрослых.
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Движения
Первых»
Цель: содействие подрастающему поколению в реализации инициативы,
самостоятельности и ответственности в социально значимой общественной
деятельности по созиданию и защите интересов Отечества, самореализации и
гражданском становлении детей и молодежи в контексте российской
идентичности.
Задачи:
формирование внутренней позиции личности как ценностного отношения
человека к себе, собственному жизненному пути, окружающим людям,
предметному миру – культурному наследию России и человечества;
формирование гражданской идентичности как сути феномена внутренней
позиции личности, развивающегося посредством идентификации с идеями,
2
утверждающими ценность человека как гражданина своего Отечества в
контексте отношений государства и человека, его гражданского статуса,
личностного отношения к себе как гражданину, другим гражданам страны,
своим гражданским правам и обязанностям;
укрепление
духовно-нравственных
основ
общественной
жизни,
самоопределения в мире ценностей и традиций многонационального народа
Российской Федерации;
развитие личности как субъекта активной социальной деятельности в
обществе;
развитие навыков, направленных на способы оказания помощи другим
людям, сотрудничества, содействия и уважения к ним и выражающееся в
таких видах, как волонтерство, сотрудничество (кооперативное поведение)
ради общего блага.
Программа реализуется с обучающимися 4-11 классов.
Программа «Движение Первых» рассчитана на 30 часов в год.
Данная программа актуальна для учащихся с активной жизненной
позицией, нацеленных на самореализацию в различных направлениях
деятельности.
В рамках Программы используются такие формы работы, как марафоны,
мастер классы, творческие площадки, практикумы, акции, спектакли, концерты,
агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования, фестивали,
конкурсы, и другие. Также органично сочетаются индивидуальные, групповые,
коллективные и массовые формы, которые создаются в процессе коллективного
осмысления и поиска всех участников деятельности, что находит отражение во
Всероссийских конкурсах: «Волонтерские отряды Первых», конкурс проектов по
сохранению культурно-исторического наследия, конкурс «Хранители истории»;
Всероссийских акциях: «Мы – граждане России!», Всероссийских акциях,
посвященных государственным праздникам, проводимых ежегодно, в рамках
календаря памятных и знаменательных дат и федерального календарного плана
воспитательной работы.
Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности «Движения
Первых» с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности направлена организацию
социально значимой деятельности детей и молодежи в соответствии с миссией
Движения Первых.
Содержание социально значимой деятельности ориентировано на
реализацию ключевых способов деятельности детей и молодежи в социальной
реальности с учетом возрастных особенностей развития личности.
Социально значимая деятельность детей реализуется в рамках всех
направлений Движения, которые выступают основой созидательной
событийности в воспитательном пространстве организации:
– образование и знания;
– наука и технологии;
– труд, профессия и свое дело;
3
– патриотизм и историческая память;
– экология и охрана природы;
– туризм и путешествия;
– культура и искусство;
– медиа и коммуникации;
– спорт; – здоровый образ жизни;
– дипломатия и международные отношения;
– волонтерство и добровольчество.
Тематическое содержание с учетом ключевых направлений деятельности
Движения Первых основано на реализации следующих социально-значимых
видов деятельности:
– общественно-полезная деятельность, основанная на добровольном
участии детей и молодежи, заинтересованных в активизации общественной
инициативы;
– добровольческая деятельность, добровольное социальное служение,
осуществляемая альтруистически из чувства сопричастности, сострадания;
– социально-культурная деятельность, имеющая целью развитие личности
средствами разнообразных форм культурного досуга, приобщения к культурно
историческим ценностям;
– трудовая деятельность, направленная на профессиональное
самоопределение личности, освоение ценностей труда, стремление к
достижению профессионализма, подготовка к успешной самореализации в
будущей профессии.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Движение Первых»
Личностные результаты:
формирование положительных качеств личности и управление своими
эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в
достижении целей;
выработка уважительно-доброжелательного отношения к непохожим на себя,
идти на взаимные уступки в разных ситуациях;
развитие творческого потенциала в процессе коллективной (или
индивидуальной) деятельности.
осознание себя членом общества и государства, самоопределение своей
российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого
и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей,
религий России;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных
норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
4
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе организации и проведения конкурсов, фестивалей, форумов,
семинаров, курсов, мастер-классов;
формирование умения определять наиболее эффективные способы
достижения результата в процессе создания проектов;
планировать свои действия с творческой задачей и условиями ее
реализации;
способность регулировать собственную деятельность, направленную на
познание закономерностей социальной действительности;
Познавательные УУД:
овладение навыками в рекламной, благотворительной, волонтерской
деятельности; проектной, творческой,
выступление с инициативами по различным вопросам общественной жизни;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой
литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
Коммуникативные УУД:
взаимодействие со сверстниками при решении различных задач;
организовывать и проводить собрания, демонстрации, шествия, и иные
публичные мероприятия;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения
культуры в городе, т.д.);
способность договариваться о распределении функций и ролей и приходить к
общему решению в коллективной деятельности, в микрогруппах, парах.
Содержание курса занятий «Движение Первых»
Вводное занятие (2 часа).
Открытая презентация «Что такое РДДМ «Движение Первых»? Символика
и атрибутика «Движения Первых». Официальный брендбук. Знакомство с
обучающимися. Ознакомление обучающихся с правилами поведения в
аудитории, ознакомление с планом и порядком работы объединения.
Организационные вопросы. Вводный инструктаж по правилам поведения и
безопасной работы. Знакомство обучающихся с деятельностью и основными
направлениями РДДМ «Движение Первых». Характеристика личностных
качеств члена РДДМ. Проведение анкеты на выявление лидерских качеств,
проведение игр на выявление лидера.
Раздел 1. «Личностное развитие» (12 часов).
Знакомство с содержанием направления деятельности РДДМ «Личностное
развитие» (творческое развитие, здоровье и спорт, профессиональная
ориентация).
Организация и проведение мероприятия ко дню Учителя, разработка декорации
и атрибутики. Организация и проведение классных часов по презентации
«Движения Первых» для обучающихся школы, организация мероприятий
«Новогодняя неделя», дня рождения «Движения Первых».
5
Раздел 2. «Военно-патриотическое воспитание» (6 часов).
Знакомство с содержанием деятельности направления РДДМ «Военнопатриотическое воспитание».
Особенности организации мероприятий в формате «День единых действий».
Организация и проведение мероприятие по профилактике безопасного
поведения среди обучающихся. Популяризация музейного дела и краеведения,
организация музейных уроков, участие в событиях, посвящённых памятным
датам Военной истории России. Организация и проведение мероприятия,
посвященного Дню защитника Отечества. Организация мероприятий «Музей в
чемодане», митинга, посвященного Дню Победы.
Раздел 3. Гражданская активность (6 часов).
Знакомство с содержанием направления РДДМ «Гражданская активность»,
знакомство с планом школьного волонтерского отряда «Радуга», разбор понятия
«волонтер», беседа о необходимости знать историю своей страны. Организация
и проведение социальных акций и волонтёрской деятельности в школе и
поселке, участие в благотворительных акциях города. Популяризация
деятельности волонтёрского отряда – организация встреч с обучающимися
школы, классные часы на тему: «Особенности волонтерской (добровольческой)
деятельности».
Раздел 4. Информационно-медийное направление (8 часов).
Проведение тематических занятий на тему: Особенности создания ИМЦ
(информационно-медийных центров) «Движения Первых». Организация
информационно медийного взаимодействия участников «Движения Первых»,
СМИ. Выпуск видео роликов: Школьные новости, скетчи на тему «Я и моя
школьная жизнь».
Раздел
Тематическое планирование
Тема урока
Вводное занятие (2 час.)
Раздел 1. Личностное
направление
(10 час.)
Направления деятельности
«Движение Первых».
Символика и атрибутика
«Движение Первых».
Официальный брендбук.
Организация и проведение
мероприятия ко дню Учителя
Организация и проведение
классных часов по презентации
«Движение Первых»
Участие в мероприятиях
«Движение Первых»
Подготовка мероприятий
«Новогодняя неделя»
Кол-во
часов
2
2
2
4
2
6
Раздел 2. Военнопатриотическое
направление
(5 час.)
Раздел 3. Гражданская
активность (6 час.)
Раздел 4. Информационно
медийное направление
(7 час.)
Итого
Особенности организации
мероприятий в формате «День
единых действий»
Организация и проведение
мероприятие по профилактике
безопасного поведения
Музейный урок
Организация и проведение
мероприятия, посвященного
Дню защитника Отечества
Особенности волонтерской
(добровольческой)
деятельности
Организация встречи
обучающихся с волонтёрами
Организация и проведение
социальных акций, участие в
волонтёрской деятельности
Особенности создания ИМЦ
(информационно-медийных
центров) «Движения Первых»
Информационно-медийное
взаимодействие участников
«Движения Первых», СМИ
Подготовка и выпуск
информации
1
1
1
2
1
1
4
1
1
5
30 ч
7