План внеурочной деятельности муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» р.п. Пашия на 2023-2024 учебный год II уровень 1. Пояснительная записка Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуемую в формах, отличных от урочных на основании запросов обучающихся, выбора их родителей (законных представителей) (до завершения получения ребенком основного общего образования), а также с учетом имеющихся кадровых, материально-технических и иных условий. План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, форм организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей школы. В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в используется план внеурочной деятельности - нормативный документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения). Внеурочная деятельность организуется с учетом рекомендаций следующих документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО); − Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ − Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г. №03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». − Примерная основная образовательная программа начального общего образования, основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) - СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011г. рег.№19993; - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010 - Приложение к Письму Минобрнауки РФ от 07.08.2015г. № 08-1228 «Методические рекомендации по организации введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования»; - Устав школы. Целевая направленность, стратегические и тактические цели внеурочной деятельности. План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин. Задачи внеурочной деятельности: 1) расширение общекультурного кругозора; 2) формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания; 3) включение в личностно значимые творческие виды деятельности; 4) формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей; 5) участие в общественно значимых делах; 6) помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования; 7) создание пространства для межличностного общения. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д. Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется в соответствии с требованиями Стандарта. Внеурочная деятельность организована по направлениям: 1. Духовно-нравственное. 2. Социальное. 3. Общеинтеллектуальное. 4. Общекультурное. 5. Спортивно-оздоровительное. Форма проведения занятий – кружки, спортивные секции. Занятия проводят учителяпредметники, учителя физической культуры, педагог-психолог, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель технологии. Организуются внеклассные занятия для всей параллели. Программа внеурочной деятельности разрабатывается с учетом интересов детей и пожеланий их родителей. Группы создаются из детей разных классов. Наполняемость групп 12-15 человек. В течение недели ребенок может посетить несколько занятий (по выбору). Спортивно-оздоровительное направление. Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального, основного и среднего общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения образовательных программ школы. Основные задачи: - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; - развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Данное направление реализуется через следующие формы: • Организация походов, экскурсий, традиционных «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. • Проведение бесед по охране здоровья. • Секция по общефизической подготовке; • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях. • Проведение цикла мероприятий «Молодежь за здоровый образ жизни», акций «Скажи наркотикам-нет!», профилактических бесед о вреде табакокурения и алкоголя, «Разговор о правильном питании». Духовно-нравственное и социальное направления. Цель направлений - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества; активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. В основу работы по данным направлениям положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Основными задачами являются: - формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности; - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России; - приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы; - сохранение базовых национальных ценностей российского общества; - последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности; - формирование психологической культуры и коммуникативой компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; - формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование основы культуры межэтнического общения. Формы реализации направлений: • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «горячих точек», «Уроки мужества». • Митинги и торжественные мероприятия, посвященные памятным датам в истории нашей страны. («День солидарности в борьбе с терроризмом», Международный День учителя, День матери, День Героев Отечества, День Защитников Отечества, День космонавтики, День Победы). • Тематические классные часы. • Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда. • Конкурсы рисунков. • Акции «Салют, Победа!», «Поздравления ветерана», • Смотр строя и песни. • Акции «Салют, Победа!», «Поздравления ветерана». «Помоги больному ребенку». • Акция «Накорми птиц зимой», «Сохрани дерево!». Общеинтеллектуальное направление. Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Основными задачами являются: - формирование навыков научно-интеллектуального труда; - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; - формирование опыта практической преобразовательной деятельности; овладение навыками универсальных учебных действий. Формы реализации данного направления: • курсы внеурочной деятельности • Предметные недели; • Библиотечные уроки; • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. • Участие в научно-исследовательской деятельности; • Разработка проектов к урокам. Общекультурное направление. Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран - цель общекультурного направления. Основными задачами являются: формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; - становление активной жизненной позиции; - воспитание основ эстетической культуры. Формы реализации данного направления: Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; Участие в концертах, конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района. План внеурочной деятельности предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности, реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. № п\п 1 Направление Обще интеллектуальное Программа Кол-во недельных часов 5 6 7 8 9 класс класс класс класс класс «Решение географических задач» 2 «Решение биологических задач» 2 «Решение задач по обществознанию» 2 «Трудные случаи в орфографии и пунктуации» 2 «Трудные случаи при изучении русского языка» 1 «Решение трудных вопросов по математике» 1 «Решение трудных вопросов по обществознанию» 1 «Родной русский язык и родная русская литература» 2 «Занимательная информатика» 2 Общекультурное 1 «Этика и психология семейной жизни» 2 «Радуга творчества» 3 Духовно - нравственное «Краеведение. Мой родной 1 2 3 Пермский край» «Мой Пермский край. Мир живой природы» «Мой родной Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературное расследование» «Разговоры о важном» 3 3 2 3 3 2 «Мой родной Пермский край». География 4 Социальное 2 «Мой Пермский край» «Пограничник» Добровольческий отряд «Радуга» 3 2 ОВС (Основы военной службы) 2 «Радуга возможностей для детей с ОВЗ» 2 «Школьный медиацентр» 3 3 «Школа волонтёрства» 2 Профминимум. Курс «Россия – мои горизонты» «Юные инспектора движения» Спортивнооздоровительное ОФП 5 3 2 3 3 2 3 2 2 3 Пионербол 3 2 2 «Баскетбол» 2 Итого: 25 33 31 23 При организации внеурочной деятельности обучающиеся школа использует возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности загородного лагеря, лагерь с дневным пребыванием. 37