Учебный план ФГОС ООО 2022/2023

Пояснительная записка
к учебному плану основного
общего образования
6-9 классы

•
•
•
•
•

•

•

•

•

•

•

•

Учебный план разработан в соответствии со следующими документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012;
Закон Пермского края от 12 марта 2014 года №308-ПК «Об образовании в Пермском
крае»
Конвенция о правах ребёнка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный государственный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 .12.2010 г. №
1897 (с изменениями от 29.12.2014г. № 1644);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного
общего,
среднего
общего
образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 №1015
Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 №2106 (рег. № 19676 от 02.02.2011) «Об
утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников»,
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении
и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования».
Федеральный перечень
учебников, утвержденный
приказом,
Министерства просвещения России от 20.05.2020 № 254"Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте
России 14.09.2020 № 59808)
Примерные основные образовательные программы основного общего образования,
разработанными в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования второго поколения,
одобренными Федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию (протокол заседания от 08.04.2015г. №1/15);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08-71 «Об изучении
предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы
духовно- нравственной культуры народов России»
Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017г. №08-2595 «О методических
рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу
2

•

изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской
Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от
28.09.2020
г.
№
228
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (в действующей редакции);

•

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г.
№1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• Письмо МОиПО СО от 10.11.2017г. № 02-01-81/9784 «О соблюдении требований
ФГОС в части изучения родного языка»;
• Устав школы.
Учебный план 6-9 класса сформирован с целью реализации основной образовательной
программы основного общего образования, разработанной в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования нового поколения.
Цели, реализуемые в рамках Федерального государственного образовательного
стандарта, представляются в виде системы ключевых задач, отражающих основные
направления:
• личностное развитие – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, и
физических ценностных ориентаций, и качеств, а также развитие интеллектуальных
качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами
учения, самообразования и саморегуляции;
• социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических
убеждений, освоение социальных практик, формирование способности и готовности
принимать ответственные решения, делать осознанный выбор, сотрудничать и
свободно общаться на русском, родном и иностранных языках;
• общекультурное развитие – овладение обучающимися в соответствии с возрастными
возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной,
двигательной, художественной);
• умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать
и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
• формирование системы знаний, умений и способов деятельности по базовым
предметам не ниже государственных образовательных стандартов, определяющих
степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению;
• развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Учебный план учитывает обязательный минимум содержания образовательных
программ и потребностей учащихся, определяет максимальный объем учебной нагрузки
учащихся, учебное время, отводимое на основе государственного образовательного
стандарта.
В учебном плане 6-9 классов представлены все основные образовательные области,
что позволяет заложить фундамент общеобразовательной подготовки обучающихся.

3

Основными задачами учебного плана для 6-9 классов являются:
• обеспечение выполнения федерального государственного стандарта образования;
• обеспечение единства федерального, национально-регионального компонентов и
компонента образовательного учреждения;
• соблюдение государственных образовательных стандартов;
• сохранение целостности каждой системы обучения;
• обеспечение реализации интересов и потребностей обучающихся и их родителей
(законных представителей);
• сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа
жизни).
Организация образовательного процесса в школе регламентируется базисным учебным
планом и расписаниями занятий. Учебный год в школе начинается 1 сентября, если этот
день не приходится на воскресный.
Продолжительность каникул в течение года – не менее 30 календарных дней, летом –
не менее 8 календарных недель.
Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели
Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет (СанПиН
2.4.3648-20, п.3.4.16, СанПиН 1.2.3685-21)
- для обучающихся 6 классов – не более 6 уроков;
- для обучающихся 7-11 классов – не более 7 уроков.
Обязательная нагрузка учащихся по всем классам и ступеням обучения не превышает
предельно допустимую в рамках пятидневной рабочей недели:
- 6 класс – 29 часов,
- 7 класс – 31 часа,
- 8 класс – 32 часа.
- 9 класс – 33 часа,
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных
занятий. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется
устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут (СанПиН 2.4.3648-20,
п.3.4.16)
Избран режим пятидневной рабочей недели. Обязательная нагрузка учащихся по всем
классам и ступеням обучения не превышает предельно допустимую в рамках пятидневной
рабочей недели.
Перемены в 1-ой смене: три (после 2-го, 3-го уроков) по 20 минут, остальные – по 10
минут (СанПиН 2.4.3648-20. п.3.4.16, СанПиН 1.2.3685-21)
Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в
следующих пределах (СанПиН 2.4.3648-20. п.3.4.16, СанПиН 1.2.3685-21)

Расписание звонков
Время урока

Перемена

1 урок

08.15 – 09.00

10

2 урок

09.10 – 09.55

20

3 урок

10.15 – 11.00

20

4

4 урок

11.20 – 12.05

10

5 урок

12.15 – 13.00

10

6 урок

13.10 – 13.55

10

7 урок

14.05 – 14.50

10

Учебный план ООО по ФГОС ООО для обучающихся 6-9 классов фиксирует объём
учебной нагрузки учащихся, определяет перечень учебных предметов, курсов, время,
отводимое на их освоение, распределяет учебные предметы, курсы по классам и по
учебным годам.
Учебный план ООО и план внеурочной деятельности являются основными
организационными механизмами реализации основной образовательной программы
основного общего образования.
Учебный план ООО состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Максимально и минимально
допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана
и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
Учебный план основного общего образования ОО включает следующие компоненты:
• Обязательная часть учебного плана;
• Часть, формируемая участниками образовательного процесса;
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе
государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих
образовательную программу основного общего образования, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. С целью сохранения и развития
культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа
Российской Федерации, права на изучение родного языка, соблюдения права
обучающихся на выбор изучения родных языков из числа народов Российской
Федерации, в том числе родного русского языка, при формировании
Учебный план ООО обеспечена свобода выбора языка с учетом поданных заявлений
(согласий) родителей (законных представителей) обучающихся. Выбранный родителями
(законными представителями) язык из числа языков народов Российской Федерации
(родной русский язык) изучается в рамках учебной области «Родной язык и родная
литература» в 6,9 классах за счет часов части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива МАОУ «СОШ» р.п.Пашия.
Обязательная часть учебного плана
• Образовательная область «Русский язык и литература» представлена учебными
предметами: «Русский язык», «Литература», «Родной язык», «Родная литература»
• Образовательная область «Иностранный язык» представлена учебными
предметами «Английский язык», «Немецкий язык».
5

•

Образовательная область «Математика» представлена предметом «Математика»,
«Алгебра», «Геометрия», «Информатика».
• Образовательная область «Естественно-научные предметы» представлена
предметами «Биология», «Физика», «Химия».
• Образовательная область «Общественно-научные предметы» представлена
предметами «История России. Всеобщая история», «География»,
«Обществознание».
• Образовательная область «Физическая культура и Основы безопасности
жизнедеятельности» представлена предметами «Физическая культура» и «ОБЖ».
• Образовательная область «Искусство» представлена предметами «Музыка»,
«Изобразительное искусство».
• Образовательная область
«Технология»
представлена
учебным
предметом «Технология».
Особенности учебного плана 6 класса:
1 час вариативной части распределен следующим образом:
1 час – «Родной язык», «Родная литература»
Цель: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на
родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на родном языке.
Особенности учебного плана 7 класса:
2 часа вариативной части распределен следующим образом:
1 час – ОБЖ, с целью формирования у обучающихся системных знаний, умений и
навыков
обеспечивать
здоровье
и
безопасность,
оценивать
и
строить
свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде
обитания.
1 час – «Родной язык», «Родная литература»
Цель: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на
родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на родном языке.
Особенности учебного плана 8 класса:
1 часа вариативной части распределен следующим образом:
1 час – «Родной язык», «Родная литература»
Цель: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на
родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на родном языке.
Особенности учебного плана 9 класса:
2 часа вариативной части распределен следующим образом:
1 часа – индивидуально – групповые занятия «Русский язык»
Цель: совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
6

сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
1 час «Родной язык», «Родная литература»
Цель: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на
родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на родном языке
УЧЕБНЫЙ ПЛАН недельный /годовой
Предметные области Учебные предметы

Классы

6
7
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
6/204
4/136
литература
Литература
3/102
2/68
Родной язык и родная Родной язык*
1/34
1/34
литература
Родная литература*
Иностранный язык
Английский язык,
3/102
3/102
Немецкий язык
Математика и
Математика
5/170
информатика
Алгебра
3/102
Геометрия
2/68
Информатика
1/34
Общественнонаучные История
2/68
2/68
предметы
Обществознание
1/34
1/34
География
1/34
2/68
Естественнонаучные Биология
1/34
1/34
предметы
Химия
Физика
Искусство
Музыка
ИЗО
Технология
Технология
Физическая культура и ОБЖ
ОБЖ
Физическая
культура **
Итого

9

3/102
2/68

3/102
3/102

16/544
10/340

1/34

1/34

4/136

3/102

3/102

12/408

3/102
2/68
1/34
2/68
1/34
2/68
2/68
2/68

10/340
9/306
6/204
3/102
8/272
4/136
7/238
7/238
4/136
3/102
3/102
7/238
2/68
8/272

2/68

2/68

3/102
2/68
1/34
2/68
1/34
2/68
2/68
2/68
3/102

1/34
1/34
2/68
2/68

1/34
1/34
2/68
2/68

1/34
2/68
1/34
2/68

1/34
1/34
2/68

29/986

30/1020

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
ОБЖ
Индивидуально-групповые занятия
Максимально допустимая нагрузка

Всего
8

32/1088

1/34
1/34
29/986

31/1054

32/1088

32/1088

7/238

123/4182

1/34

2/68

-

1/34

1/34
33/1122

1/34
127/4318

*Выбранный родителями (законными представителями) язык из числа языков народов
Российской Федерации, в том числе родной русский язык, изучается в рамках учебной
области «Родной язык и родная литература» за счет часов части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений.
Предмет «Родной язык» будет преподаваться в 1полугодии – 1 час в неделю,
«Литературное чтение на родном языке» во 2 полугодии – 1 час в неделю.

7

** При 5-дневной учебной неделе количество часов на физическую культуру обязательной
части учебного плана составляет 2, третий час реализуется МАОУ «СОШ» р.п.Пашия за
счет посещения учащимися спортивных секций в рамках внеурочной деятельности.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее – предметная область ОДНКНР) в соответствии с ФГОС основного общего
образования обеспечивает знание основных норм морали, культурных традиций народов
России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной
области (учебного предмета) ОРКСЭ и реализуется через включение занятий в курс «Мой
Пермский край».
На основании Письма Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении
предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы
духовнонравственной культуры народов России»» предметная область ОДНКНР может
быть реализована через:
1) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную
деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся
(6-9 классы)
Режим работы основной общей школы осуществляется по 5-дневной учебной неделе,
продолжительность урока составляет 45 минут.
Учебный план, режим работы школы обеспечивают выполнение федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования и
использование компонента образовательной организации в соответствии с интересами и
потребностями обучающихся, способствуя реализации идеи развития личности в
культурно-нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая условия для
самовыражения и самоопределения обучающихся.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в порядке,
установленном локальным актом «Положение о порядке проведения промежуточной
аттестации обучающихся», в различных формах: собеседование, тестирование, защита
рефератов, творческие отчеты, творческие проекты, зачеты, устные и письменные
экзамены, итоговые опросы, письменные проверочные и контрольные работы.
Формы промежуточной аттестации обучающихся
В соответствии со ст.58 Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации » освоение образовательной программы, в том
числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.
Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят учащиеся 5 -9-ых
классов по всем предметам учебного плана в конце учебного года после изучения всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) за текущий учебный год.
К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся. По заявлению
родителей (законных представителей) сроки проведения промежуточной аттестации могут
быть перенесены (при наличии особых обстоятельств).
В 6-8-ых классах промежуточная аттестация является основанием для перевода в
следующий класс.
8

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)образовательной программы,
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в порядке,
установленном локальным актом «Положение о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ
«СОШ » р. п. Пашия » в различных формах:
Предметы

6 класс

7 класс

Русский язык
Литература
Английский язык
Немецкий язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика

Контрольная работа
Контрольная работа
Устный экзамен

Контрольная работа

Устный экзамен

Контрольная работа

Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Защита проекта

История
Обществознание

Контрольная работа
Контрольный тест

География

Контрольная работа

Биология

Контрольная работа

Искусство (музыка
Искусство (ИЗО)

Устный экзамен

Защита проекта
Защита проекта

Физика

Тест

Химия
Технология

Защита проекта

ОБЖ

Защита проекта

Физическая культура

8 класс

Контрольная работа

Сдача нормативов на уровень физической подготовленности

Цель: индивидуализация обучения с учетом склонностей и особенностей
учащихся, усиление их мотивации к прочным знаниям, обеспечение самоопределения
личности.
Промежуточная аттестация в 6 – 8-ых классах проводится без прекращения
общеобразовательного процесса с 11 по 22 мая 2021 года.
Для обучающихся 9 классов промежуточной аттестацией является собеседование по
русскому языку, являющееся одним из условий допуска к государственной итоговой
аттестации. Информация о сроках, порядке проведения собеседования изложена в Положении
о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».