Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования Учебный план – нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей), формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план составлен на основе следующих документов: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ. 2. Закон Пермского края от 12 марта 2014 года №308-ПК «Об образовании в Пермском крае». 3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373. 4. Приказы «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»: - приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241 - приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 г. № 2357 - приказ Минобрнауки России от 18.12.2012 г. № 1060 - приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1643 - приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1576. 5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №228 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (в действующей редакции); 6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 №598); 7. Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59808) 8. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации» 9. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15). 10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012 № МД102/03 «О введении курса ОРКСЭ со 2 сентября 2012 года»; 11.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2015 № 08461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ»; 12.Письмо МОиПО СО от 10.11.2017г. № 02-01-81/9784 «О соблюдении требований ФГОС в части изучения родного языка»; 13.Письмо МОиПО СО от 10.11.2017г. № 02-01-81/9784 «О соблюдении требований ФГОС в части изучения родного языка»; 14.Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ» р.п.Пашия. 15.Устав МАОУ «СОШ» р.п.Пашия. Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.3648-20, и предусматривает нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для 2-4 классов (135 учебных недель). Общее количество часов учебных занятий за три года – 2346 часов. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При объеме максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: • для 2-4-х классов – не превышает пяти уроков при пятидневной учебной неделе. Учебная неделя пятидневная. Количество учебных недель: • 2-4 -е классы – 34 недели. Количество часов, отведенных на основание обучающимся учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21: • во 2-4 - х классах – не более 23 часов в неделю. Содержание образования на ступени начального общего образования реализуются преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету. Режим работы начальной школы – пятидневная учебная неделя. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. При составлении расписания уроков учитывается чередование различных по сложности предметов в течение дня и недели: для обучающихся 2-4 классов основные предметы (математика, русский и иностранный язык, окружающий мир) чередуются с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры. Для учащихся 2- 4 классов на 2-3 уроках. В начальных классах допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах). В течение учебного дня не проводится более одной контрольной работы. Контрольные работы проводятся на 2-4 уроках. Занятия в начальной школе проводятся в 2 смены: 1полугодие – 1 смена: 3а,3б,3в, 4б; 2 смена – 2а, 2б, 4а; 2полугодие - 1 смена: 3а,3б,3в, 4б; 2 смена – 2а,2б,4а. Начало 1 смены в 08.15, 2 смены - в 13.35. Перерыв между сменами составляет 30 минут (СанПиН 2.4.3648-20. п.3.4.16). Перемены: три (после 2-го и 3-го уроков) по 20 минут, остальные – по 10 минут (СанПиН 2.4.3648-20. п.3.4.16). Продолжительность урока для учащихся 2-4 классов 45 минут. Расписание звонков для 2-4 классов: 1 смена 2 смена 1урок: 08.15 – 09.00 1 урок: 13.35 – 14.20 2урок: 09.10 – 09.55 2 урок: 14.30 – 15.15 3урок: 10.15 – 11.00 3 урок: 15.35 – 16.20 4урок: 11.20 – 12.05 4 урок: 16.30 – 17.15 5урок: 12.20 – 13.05 5 урок: 17.25 – 18.10 Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах (СанПиН 2.4.3648-20) во 2-3 классах – 1,5 час., 4-кл. – 2 час., Планируемые результаты в 2-4 классах основываются на требованиях к освоению основных образовательных программ, программы формирования универсальных учебных действий, а также потребностях учащихся, родителей и общества. Личностные результаты: мотивация к обучению, осмысленное отношение к учебному процессу, ответственность при выполнении самостоятельных заданий, трудолюбие и прилежание, аккуратность и старательность, проявление инициативы, самостоятельность, умение осознавать свои индивидуальные способности для их дальнейшего развития. Предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению новых знаний, лежащих в основе современной научной картины мира. Учебный план МАОУ «СОШ» р.п.Пашия обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации. Обучение ведется на русском языке. Учебный план направлен на успешное освоение обучающимися государственных образовательных стандартов, реализацию образовательной программы школы. Целью разработки учебного плана является создание необходимых предпосылок для получения всеми желающими полного среднего образования, реализации прав обучающихся (их родителей) принимать на себя определенные обязательства, связанные с получением качественного образования. В процессе разработки учебного плана школа ориентируется на социальный заказ. Учет интересов субъектов образовательного процесса осуществляется в ходе проведения собеседований и оформления информированного согласия родителей на родительских собраниях. В соответствии приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. № 69, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012г. № 74 с 01 сентября 2012 года на параллели 4 классов как обязательный для изучения вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые реализуются в учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей: № п/п 1 Предметные области Основные задачи реализации содержания Русский язык и литературное чтение Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. 2 Родной язык и литературное чтение на родном языке Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке. 3 Иностранный язык Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. 4 Математика и информатика Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности 5 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме 6 Основы религиозных культур и светской этики 7 Искусство Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру 8 Технология 9 Физическая культура Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Образовательная деятельность в 2-4 классах осуществляется на основе учебнометодического комплекта «Школа России». Учебно-методический комплект «Школа России» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. Обучение осуществляется на родном русском языке. В рамках предметных областей учебного плана учебные предметы в 2-4 классах изучаются следующим образом. Русский язык Изучение Русского языка начинается в первом классе после периода обучения грамоте. В 2-4 классе изучается в объеме 4 часов в неделю. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения; •воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания, и повествования небольшого объема; овладение основами делового письма (написание записки, адреса, письма). Литературное чтение В 2 -3 классе изучается в объеме 4 часов в неделю, в 4 классе - в объеме 3 часов в неделю. Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей: • формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности; • формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа); • знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы. Родной язык (русский) Во 2 -4 классе изучается в объеме 0,5 часа в неделю. Изучение родного языка (русского) в начальной школе направлено на достижение следующих целей: • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; • освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского (родного) литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; • овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям. учащихся начальной школы на разных ее этапах. • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. От родителей (законных представителей) каждого обучающегося получены письменные согласия на имя директора школы, подтверждающие факт выбора ими, с учетом мнения ребенка, родного языка на весь уровень обучения. В соответствии с письменными согласиями родителей (законных представителей) обучающихся в качестве родного языка выбран русский язык. Литературное чтение на родном языке (русском). В 2-4 классе изучается в объеме 0,5 часа в неделю. Изучение литературного чтения на родном языке (русском) в начальной школе направлено на достижение следующих целей: • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение родным литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; • умение пользоваться различными лингвистическими словарями; • осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики родного языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Иностранный язык (английский язык, немецкий язык) Во 2-4 классе изучается английский язык, немецкий язык в объеме 2 часов в неделю. Изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей: • формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме; • развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке. При проведении занятий по иностранному языку при наполняемости 25 и более человек осуществляется деление классов на две группы. Математика В 2 -4 классах изучается в объеме 4 часов в неделю. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: • развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры; • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Окружающий мир Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается со 2 по 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным и соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Изучение предмета направлено на достижение следующих целей: • обеспечение целостного восприятия природы, общества и человека; • формирование умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий; • психическое и социальное развитие ребенка. Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, и прежде всего, знаний правил дорожного движения. Музыка, Изобразительное искусство В 2 - 4 классах каждый предмет изучается в объеме 1 часа в неделю. Изучение данных предметов способствует развитию художественно-образного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе их изучения развивается эстетическая культура обучающегося, способность понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Изучение музыки и изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей: • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности; • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре. Основы религиозных культур и светской этики* В 4 классе изучается в объёме 1 часа в неделю. Изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей: • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; • об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. Выбран модуль «Светская этика». Технология В 2-4 классах изучается в объеме 1 часа в неделю. Изучение предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей: • формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации личности; • возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом. «Информатика и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в 4 классе в качестве учебного модуля в предмете «Технология» Изучение предмета направлено на достижение следующих целей: приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности, использование средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, включая учебный предмет «Математика», которому отводится ведущая интегрирующая роль. Физическая культура В 2-4 классах изучается в объеме 3 часов в неделю. Изучение физической культуры направлено на достижение следующих целей: • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся; • развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности; • овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга; • воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности. Учебный план начальной школы (недельный/годовой) Сетка часов в рамках ФГОС НОО на 2022-2023 учебный год Учебный план начального общего образования (5-дневная неделя) Предметные области Учебные предметы Кол-во часов 1. Обязательная часть II III IV Русский язык 4//136 4/136 4/136 Русский язык и литературное чтение Литературное чтение 4/136 4/136 3/102 Иностранный язык Английский язык 2/68 2/68 2/68 Математика и информатика Математика 4/136 4/136 4/136 Обществознание и естествознание Окружающий мир 2/68 2/68 2/68 Основы религиозных культур и Основы религиозных культур – 1/34 светской этики и светской этики Искусство Музыка 1/34 1/34 1/34 ИЗО 1/34 1/34 1/34 Технология Технология 1/34 1/34 1/34 Физическая культура Физическая культура 3/102 3/102 3/102 Итого 22/748 22/748 22/748 1/34 1/34 1/34 Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-дневной неделе (родной русский язык, литературное Всего 12/408 11/374 6/204 12/408 8/204 1/34 3/102 3/102 3/102 9/306 66/2244 3/102 чтение на родном языке) Максимально допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Учебные недели 23/782 23/782 23/782 69/2346 34 34 34 102 *По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы светской этики. ** При составлении учебного плана для обучающихся уровня начального общего образования (родной язык, по заявлению родителей, русский) часть, формируемая участниками образовательных отношений передана на изучение родного языка (русского) во 2 – 4 классах в объеме 0,5 часа. На изучение литературного чтения на родном языке (русском) отдано 0,5 часа. Предмет «Родной язык» будет преподаваться в 1полугодии – 1 час в неделю, «Литературное чтение на родном языке» во 2 полугодии – 1 час в неделю Формы промежуточной аттестации обучающихся. В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят учащиеся 2-4 классов по всем предметам учебного плана в конце учебного года после изучения всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) за текущий учебный год. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся. По заявлению родителей (законных представителей) сроки проведения промежуточной аттестации могут быть перенесены (при наличии особых обстоятельств). В 2-4 классах промежуточная аттестация является основанием для перевода в следующий класс. Проводится в порядке, установленном локальным актом «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «СОШ» р.п. Пашия», в различных формах: письменные проверочные и контрольные работы, комбинированные контрольные работы, творческие проекты, тесты, диктанты, сдача нормативов на уровень физической подготовленности. Промежуточная аттестация обучающихся на первом уровне образования проводится 2 раза: - сентябрь: входное тестирование по остаточным знаниям за предыдущий учебный год, - май: годовые контрольные работы в 2-4 классах. Обучающиеся во 2-4 классах аттестуются по всем предметам по окончании каждой четверти (за исключением ОРКСЭ). Промежуточная аттестация обучающихся по учебному предмету, курсу учебного плана выставляется педагогическими работниками в виде отметки по 5 -ти балльной шкале в дневник и классный журнал (в электронный дневник, электронный журнал). Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Проведение промежуточной аттестации Промежуточная аттестация в 2-4 классах проводится общеобразовательного процесса с 11.05.2023 по 22.05.2023 без прекращения предмет Русский язык май Литературное чтение май Английский язык май Математика май Окружающий мир Искусство (ИЗО) май май Защита проекта Искусство (музыка) май Защита проекта Технология май Защита проекта Физическая культура май Сдача нормативов на уровень физической подготовленности 2 3 Диктант с грамматическими заданиями 4 ВПР Работа с текстом Контрольная работа Комбинированная контрольная работа Итоговый тест ВПР ВПР