Положение об оценивании обучающихся с ОВЗ

1

2

1. Общие положения
1.1. Положение о системе оценивания, формах, порядке проведения
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной
отсталостью МАОУ «СОШ» р.п. Пашия (далее - Положение) разработано в
соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федеральным законом от 08.08.2024 г.; № 315-ФЗ О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом № 1599 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении
федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказом № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего образования»;
- Приказом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной

программы

обучающихся

с

интеллектуальными

нарушениями»;
- Приказом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной

программы

начального

общего

образования

для

обучающихся с ОВЗ»;
- Приказом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

24.11.2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной основной

3

общеобразовательной

программы

основного

общего

образования

для

обучающихся с ОВЗ»;
- Приказом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

06.11.2024 г. № 778 «Об утверждении типового порядка организации
деятельности

по

оказанию

психолого-педагогической,

медицинской

и

социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;
- Распоряжением КО по ЛО от 18.10.2022 №2002-р «Об утверждении
Порядка взаимодействия специалистов психолого-педагогического консилиума
ОО при разработке ИОМ обучающегося, механизма его согласования с
родителями детей с ОВЗ, требований к структуре и содержанию ИОМ»
-Уставом и локальными актами МАОУ «СОШ» р.п. Пашия
1.2.

Настоящее Положение разработано в целях проверки соответствия

образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее-ОВЗ), обучающихся с умственной отсталостью, требованиям
Адаптированных основных общеобразовательных программ (далее - АООП), по
которым они обучаются, к результатам их освоения, в том числе к результатам
освоения коррекционно-развивающей области в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ (далее – ФГОС НОО ОВЗ) и федеральных
государственных образовательных стандартов для обучающихся с умственной
отсталостью (далее – ФГОС ИН).
1.3.

Положение устанавливает требования к оценке образовательных

достижений обучающихся с ОВЗ и выставлению отметок (единой оценочной
политики) в ходе текущего контроля успеваемости и при проведении
промежуточной аттестации; определяет содержание, порядок, формы и сроки
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью в МАОУ «СОШ»
р.п. Пашия (далее – Образовательная организация).
1.4.
(понятия):

В Положении использованы следующие термины и определения

4

- оценка

процесс

-

показателей теоретической

определения
и

количественных

практической

и

подготовки

качественных
обучающихся

существующим оценочным требованиям, предъявляемым к ним ФГОС НОО
ОВЗ, ФГОС ИН и разработанными на их основе АООП;
- отметка

-

количественная

оценка

знаний,

навыков

и

умений,

приобретенных обучающимися, являющаяся результатом процесса оценивания,
выраженная в баллах;
- выставление отметки - определение балла (количественно выраженной
оценки) по официальнопринятой

шкале

для

фиксирования результатов

учебной деятельности, степени успешности реализации образовательной
программы, АООП;
- ошибка - это погрешность, свидетельствующая о том, что обучающийся
не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым
разделом, темой), которые определены АООП (рабочей программой по
предмету);
- недочет - погрешность, указывающая либо на недостаточно полное,
прочное усвоение основных знаний и умений обучающимся, либо на отсутствие
знаний, которые АООП (рабочей программой по предмету) не относятся к
основным.
1.6.

Образовательная

организация

самостоятельно

разрабатывает

методическое обеспечение (описание диагностических материалов, процедур их
применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления
полученных

данных)

процесса

достижений

обучающихся

с

осуществления

ОВЗ,

оценки

обучающихся

с

образовательных

интеллектуальными

нарушениями (предметных, метапредметных, личностных) или (по своему
выбору)

использует

возможности

организации

независимой

оценки

образовательных достижений обучающихся.
2. Система, формы и методы оценки образовательных результатов,
обучающихся с ОВЗ
2.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП обучающимися с ОВЗ призвана решить следующие задачи:

5

- определить основные направления и цели оценочной деятельности,
содержание

оценки,

критерии,

процедуру

и

состав

инструментария

оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения
системы

оценки,

предусматривая

приоритетную

оценку

динамики

индивидуальных достижений, обучающихся с ОВЗ (и инвалидностью);
- ориентировать

образовательный

процесс

на

духовно-нравственное

развитие и воспитание обучающихся с ОВЗ, достижение планируемых
результатов освоения

содержания учебных

предметов

и

формирование

универсальных учебных действий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий вести оценку личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения;
- включить

оценку

достижений,

обучающихся

с

ОВЗ

в

оценку

эффективности деятельности Образовательной организации;
- осуществлять оценку динамики индивидуальных учебных достижений,
обучающихся с ОВЗ и развития их социальной (жизненной) компетенции.
2.2.

При

определении

подходов

к

осуществлению

оценки

образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ в овладении АООП
используются следующие принципы:
- дифференциация оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных

особенностей

развития

и

особых

образовательных

потребностей, обучающихся с ОВЗ;
-динамичность оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и
возможностей, обучающихся с ОВЗ;
- единство параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки
образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ.
2.3.

Оценка образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ в

освоении содержания АООП ориентирована на представленные во ФГОС НОО,
ООО и СОО ОВЗ планируемые результаты обучения.

6

Планируемые результаты освоения АООП заносятся в рабочие программы
по предметам и курсам, в программы коррекционно-развивающих занятий и
внеурочной работы.
2.4.

К формам и методам оценки предметных образовательных достижений

обучающихся

в

рамках

организации

текущего

контроля

успеваемости

обучающихся с ОВЗ без умственной отсталости относятся тематические
проверочные (контрольные) работы, стандартизированные контрольные работы
по

итогам

четверти,

самостоятельные

проекты,

работы,

в

том

дистанционных технологий, устные

творческие
числе

работы,

выполненные

ответы,

практические
с

и

применением

выразительное

чтение

стихотворений наизусть, пересказы., отметки за которые выставляются в
электронный

журнал

с

применением

коэффициентов,

установленных

локальными актами Образовательной организации.
Формы и методы оценки образовательных достижений, обучающихся с
ОВЗ без умственной отсталости, полностью соответствуют требованиям
Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «СОШ» р.п. Пашия.
2.5.

Формы

обучающихся

с

и

методы

умственной

оценки
отсталостью,

образовательных

достижений,

соответствуют

требованиям,

указанным в разделе 3 настоящего Положения.
2.6.

Обучающиеся с ОВЗ, занимающиеся по рекомендациям психолого-

медико-педагогической

комиссии

с

учителем-логопедом,

учителем

дефектологом, не освобождаются от написания контрольных и проверочных
работ по учебным предметам.
2.7.
всей

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства

системы

образования,

обеспечению

преемственности

в

системе

непрерывного образования. Ее основными функциями являются: ориентация
образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения
ФАОП НОО, ООО, СОО для обучающихся с ОВЗ и обеспечение эффективной
обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным
процессом.

7

Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной
базой

выступают

требования

ФГОС

НОО,

ООО

и

СОО,

которые

конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися ФАОП
НОО, ООО и СОО для обучающихся с ОВЗ. Система оценки включает
процедуры внутренней и внешней оценки. Система оценивания обучающихся с
ОВЗ зависит от сроков и вида реализуемых АООП:
2.7.1. Балльная

оценка

предметных

результатов

образовательной

деятельности начинается со 2 класса в виде отметок: «5», «4», «3», «2» (в
соответствии с оценочной шкалой) для обучающихся с ОВЗ без умственной
отсталости. Для обучающихся с ОВЗ без умственной отсталости, осваивающих
АООП НОО ОВЗ в пролонгированные сроки, вводится безотметочное обучение
в 1 подготовительном и 1 основном классах.
2.7.2. Оценка предметных результатов образовательной деятельности
обучающихся с умственной отсталостью осуществляется в соответствии с
требованиями разделов 3 -5 настоящего Положения.
2.7.3. Оценка образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ,
получающих

образование

по

адаптированным

общеобразовательным

программам на цензовом уровне (Это образование в рамках учебной программы,
которая осваивается обучающимися в массовой школе, после многолетнего
изучения которой обучающиеся могут поступать в ВУЗы.), проводится на
основании Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ «СОШ» р.п.
Пашия.
2.8.

Отметки

за

учебные

периоды

(четверти,

полугодия,

год)

выставляются обучающимся с ОВЗ в соответствии с Положением о формах,
периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся МАОУ «СОШ» р.п. Пашия.
2.9.

Предметные результаты по предметам; Адаптивная физическая

культура, Изобразительное искусство, Музыка и Труд (технология) - могут не
оцениваться (за исключением выпускных классов), в личное дело ученика
выставляется зачет/не зачет.

8

2.10. Годовые отметки по всем предметам учебного плана, обучающегося с
ОВЗ выставляются классным руководителем (или тьютором при его наличии в
случае обучения по индивидуальному учебному плану, при организации
обучения на дому) в его личное дело (личную карту).
2.11. Предметные результаты обучения являются основанием для решения
о

переводе

обучающегося

с

ОВЗ

без

умственной

отсталости

(без

интеллектуальных нарушений) в следующий класс.
Предметные результаты не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося с ОВЗ с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в следующий класс, но рассматриваются как
одна из составляющих при оценке образовательных результатов (итоговых
достижений).
Решение о переводе обучающегося с ОВЗ в следующий класс принимается
решением Педагогического совета с учетом мнения психолого-педагогического
консилиума Образовательной организации.
2.12. Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы
коррекционной

работы,

являющейся

частью

АООП,

осуществляется

в

соответствии с требованиями.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов
освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы, выступает
наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях,
отражающих

успешность

достижения

образовательных

достижений

и

преодоления отклонений развития, которая может осуществляться с помощью
мониторинговых процедур: стартовой, текущей (на конец учебного полугодия) и
итоговой диагностики (на конец учебного года).
Результаты освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной
работы не вносятся в виде отметки в электронный журнал, но могут
фиксироваться в индивидуальном образовательном маршруте обучающегося с
ОВЗ (далее - ИОМ) или иной документации в соответствии с локальными
актами Образовательной организации, что позволяет представить полную
картину динамики целостного развития и отследить наличие/ отсутствие

9

изменений

по отдельным жизненным компетенциям и образовательным

достижениям данного обучающегося .
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоения программы коррекционной работы с обучающимся с ОВЗ, Психологопедагогическим
(законным

консилиумом

представителям)

Образовательной
выдается

организации,

рекомендация

о

родителям
прохождении

обучающимся дополнительного обследования в ТПМПК Горнозаводского района
для уточнения специальных условий обучения, в том числе для уточнения вида
реализуемой АООП.
2.13. При

организации

текущего

контроля

успеваемости

и

промежуточной аттестации для обучающегося с ОВЗ могут создаваться
специальные условия.
2.13. К специальным условиям проведения текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ относятся:
2.13.1.

Работа в малой группе (индивидуальная) с учетом особых

образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, обучающихся с
ОВЗ;
2.13.2.

Обеспечение привычной обстановки в классе (присутствие

своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор:
наглядных схем, шаблонов, общего хода выполнения заданий);
2.13.3.

Присутствие в начале работы этапа общей организации

деятельности;
2.13.4.

Адаптирование

инструкции

с

учетом

особых

образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с
ОВЗ:
- упрощение

формулировок

по грамматическому и

семантическому

оформлению;
-упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие

смысловые

единицы,

задающие

поэтапность

(пошаговость)

выполнения задания;
-

в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости,

10

еѐ озвучивание педагогом в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;
2.13.5.

Адаптирование

текста

задания

с

учетом

особых

образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с
ОВЗ: более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому
оформлению и др.;
2.13.6.

Предоставление дифференцированной помощи:

-стимулирующей: одобрение, эмоциональная поддержка;
-

организующей:

привлечение

внимания,

концентрирование

на

выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки;
-направляющей: повторение и разъяснение инструкции к заданию;
2.13.7.

Увеличение времени на выполнение заданий;

- возможность

организации

короткого

перерыва

(l0-15

мин)

при

нарастании в поведении обучающегося с ОВЗ проявлений утомления,
истощения;
2.13.8.

Иными условиям в соответствии с требованиями АООП.

2.14. Недопустимыми при оценке образовательных достижений являются
негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к
эмоциональному травмированию обучающегося с ОВЗ.
3. Особенности оценки достижения результатов освоения АООП
обучающимися с ОВЗ с умственной отсталостью
3.1. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП,
разрабатываемой в Образовательной организации для обучающихся с ОВЗ с
умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

(далее

обучающиеся с ИН), должны адекватно отражать требования ФГОС ИН,
передавать специфику образовательного процесса, в том числе специфику целей
изучения отдельных учебных предметов, соответствовать возможностям
обучающихся с ИН.
3.2. В связи с невозможностью разработки единых (типовых) требований к
результатам образовательных достижений, обучающихся с ИН и в связи с
несоответствием планируемых результатов освоения АООП обучающимися с

11

ИН результатам обучения по основным общеобразовательным программам, в
Образовательной организации осуществляется индивидуальный подход к
оценке результатов освоения АООП и продвижения обучающихся с ИН.

В

соответствии с требованиями ФГОС УО и рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии разрабатываются два варианта обучения по АООП
для различных категорий, обучающихся с ИН:
•

Вариант 1 АООП: для обучающихся с легкой степенью умственной

отсталости (интеллектуальными нарушениями);
•

Вариант 2 АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); с тяжелыми
множественными нарушениями развития (ТМНР).
3.3.

Освоение

АООП

(Варианты

1,2)

обеспечивает

достижение

обучающимися с ИН двух видов результатов: личностных и предметных.
3.4.

Организация оценки личностных результатов освоения АООП

обучающимися с ИН (Варианты 1, 2).
3.4.

1.Личностные результаты освоения АООП (Варианты 1,2) включают

индивидуально-личностные качества, жизненные компетенции и ценностные
установки

обучающихся

с

ИН,

необходимые

для

решения

практико-

ориентированных задач и обеспечивающие становление социальных отношений,
обучающихся с ИН в различных средах:
3.4.2. Возможные личностные результаты освоения АООП (Варианты 1,2)
заносятся в рабочие программы по предметам и курсам, в программы
коррекционно-развивающих занятий и внеурочной работы.
3.4.3. Для оценки результатов развития жизненной компетенции используется
метод

экспертной

группы.

В

ее

состав

входит

родитель

(законный

представитель) обучающегося с ИН, учитель (классный руководитель, тьютор)/
воспитатель,

педагог-психолог,

учитель-логопед,

учитель-дефектолог,

социальный педагог.
Задачей

экспертной

группы

является

выработка

согласованной

оценки

достижений, обучающегося с ИН в сфере жизненной компетенции.
3.4.4. Критериальным аппаратом для оценки жизненных компетенций служит
перечень возможных результатов личностного развития, обучающегося с ИН
(Таблица 1), который может быть дополнен с учетом индивидуальных

12

особенностей развития, обучающегося с ИН.
Таблица 1
Критерии оценки жизненных компетенций обучающегося с умственной отсталостью
Критерии

Параметры оценки

Овладение
социально бытовыми
умениями,
используемыми в
повседневной
жизни

Сформированность
социально-бытовых
умений в домашних
условиях

Индикаторы
Способность применять социально бытовые
умения под руководством взрослого
Способность обращаться за помощью при
формировании социально-бытовых умений
Способность

применять

социально

–

бытовые умения самостоятельно
Сформированность
Способность применять социально бытовые
социально-бытовых
умения под руководством взрослого
в
умений ближайшем ближайшем окружении
окружении в школе,
со знакомыми
Способность обращаться за помощью при
формировании социально - бытовых умений.
в
школе,
знакомыми

со

Способность

применять

социально

–

бытовые умения самостоятельно
Сформированность
Способность применять социально бытовые
социально – бытовых умения под руководством взрослого
умений в
Способность обращаться за помощью при
более
широкой формировании социально - бытовых умений.
жизненной ориентации
(в социуме)
Способность
применять социально
–
бытовые умения самостоятельно
Сформированность
Владение
навыков
навыками
коммуникации со
коммуникации
взрослыми
согласно
принятым нормам
и способам
Сформированность
навыков

Способность инициировать и поддерживать
коммуникацию со взрослыми

коммуникации со
социального
взаимодействия, в сверстниками
том числе с

Способность

Способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях
Способность обращаться за помощью
Способность инициировать и поддерживать
коммуникацию со сверстниками
применять

адекватные

способы поведения в разных ситуациях

13

использованием
информационно-

Владение средствами
коммуникации

коммуникационн

Способность использовать разнообразные
средства коммуникации согласно ситуации, в
том
числе
информационнокоммуникационные технологии

ых технологий

Способность правильно применить способы
Адекватность
применения способов социального
взаимодействия
согласно
социального
общепринятым нормам в зависимости от
взаимодействия
ситуации

3.4.5. Оценка личностных достижений по показателям в соответствии с п. 3.4.4.
настоящего Положения производится путем фиксации фактической способности
к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного
результата личностного развития по следующей шкале, представленной в
Таблице 2:
Таблица 2
Шкала оценки личностных результатов обучения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
Количество
баллов
1. Пассивное участие / соучастие:
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с
0
ним).
2. Активное участие:
- действие выполняется ребёнком:
со значительной помощью взрослого
1
с частичной помощью взрослого
2
по подражанию или по образцу
3
самостоятельно с помощью последовательной (пошаговой) инструкции, 4
полностью самостоятельно

3.4.6.

5

Оценка достижений личностных результатов производится 2 раза в

год: на начало учебного года, в конце учебного года.
На

основании

сравнения

показателей

оценки

личностных

результатов,

экспертная группа в конце учебного года делает вывод о динамике развития
жизненной компетенции обучающегося с ИН за год по каждому показателю
Таблицы 1 по следующей шкале:
•
•

0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – минимальная динамика.

•

3 – средняя динамика

•

4- выраженная динамика.

14

•

5 – полное освоение действия.

Данные показатели вносятся в индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося с ИН (ИОМ).
Организация оценки предметных результатов обучения по АООП

3.5.

обучающихся с ИН
3.5.1. Предметные результаты включают освоенные обучающимися с ИН
знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность
к их применению.
3.5.2. Предметные результаты не являются основным критерием при принятии
решения

о

переводе

обучающегося

с

ИН

в

следующий

класс,

но

рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений
обучающегося с ИН (п. 2.10 настоящего Положения).
3.5.3. Оценивание предметных результатов обучения по АООП осуществляется
в зависимости от варианта реализуемой АООП:
3.5.3.1. Балльная оценка предметных результатов образовательной деятельности
осуществляется только для обучающихся с ИН по Варианту 1 АООП и
начинается со 2 класса второго полугодия в виде отметок: «5», «4», «3», «2»,
выставляемыми в соответствии с
Приложением 2 к настоящему Положению;
обучение в 1 подготовительном, 1 основном классах и в первом полугодии 2
класса является без отметочным.
Выставляемые отметки обучающемуся с ИН являются лишь показателем
успешности продвижения, обучающегося по отношению к самому себе.
3.5.3.2.

Оценка предметных результатов образовательной деятельности

обучающихся по Варианту 2 АООП в соответствии с ФГОС УО, проводится без
выставления отметок.
Для каждого обучающегося с глубокой УО и ТМНР разрабатываются
специальные индивидуальные программы реабилитации (далее-СИПР), в
которых указываются, какими умениями и навыками он должен овладеть, а
также метод оценки знаний обучающегося с ИН.
3.6.

При оценке результатов освоения рабочих программ по предметам,

15

педагогические работники определяют в соответствии с п. 3.5. настоящего
Положения уровень потенциальных возможностей каждого обучающегося ИН
исходя

из

рекомендаций

психолого-медико-педагогической

комиссии,

структуры дефекта, достигнутых образовательных результатов, согласно
которому используются рекомендованные п.3.5.3 настоящего Положения
подходы к оцениванию знаний по предметам и успешности его продвижения:
•

обучающиеся

с

(интеллектуальными

легкой

нарушениями)

степенью

умственной

(Вариант

1

АООП):

отсталости
обучающиеся,

способные в полном объёме освоить АООП для обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости. Они обучаются достаточно успешно, понимают
фронтальное объяснение, способны самостоятельно применять полученные
знания с опорой на наглядность.
•

обучающиеся с умеренной (средней) степенью умственной отсталости

(интеллектуальными

нарушениями)

(Вариант

2

АООП):

обучающиеся,

способные освоить АООП с дозированной по интенсивности и по сложности
материала индивидуальной образовательной нагрузкой. Обучающиеся данной
категории, в силу структуры дефекта, испытывают трудности при усвоении
программного материала и нуждаются в разнообразных видах помощи:
словесно-логической, наглядной и предметно-практической. Они способны
применить правила только при выполнении аналогичного задания, при этом,
каждое измененное задание воспринимается ими как новое.
•

обучающиеся с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости,

с ТМНР (Вариант 2 АООП): обучающиеся не способные освоить программу,
кроме

отдельных

разделов,

избирательно,

в

зависимости

от

степени

выраженности дефекта, под контролем и с помощью взрослого в сопряжённом
режиме.
3.7.

АООП Варианта 1 определяет два уровня овладения предметными

результатами: минимальный и достаточный.
3.8.

Минимальный

уровень

является

обязательным

для

большинства

обучающихся с ИН; отсутствие достижения этого уровня отдельными
обучающимися c легкой и умеренной (средней) умственной отсталостью (ИН) по

16

отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по
АООП Варианта 1.
В случае, если обучающийся с ИН не достигает минимального уровня

3.9.

овладения по всем или большинству учебных предметов, то с согласия
родителей (законных представителей) Образовательная организация и при
условии

соответствующего заключения психолого-медико-педагогической

комиссии может перевести обучающегося с ИН на обучение по АООП Варианта
2.
3.10.

Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является

обязательным для всех обучающихся с ИН.
3.11.

Минимальный

и

достаточный

уровень достижения предметных

результатов фиксируются в рабочих программах по предметам и курсам.
3.12.

По завершению реализации АООП для обучающихся с ИН проводится

итоговая

аттестация,

содержание

и

процедуру

проведения

которой

Образовательная организация разрабатывает самостоятельно в зависимости от
вида реализуемой АООП и индивидуальных особенностей обучающегося с ИН.
Особенности организации текущего контроля успеваемости,

4.

промежуточной аттестации обучающихся с ИН по Варианту 1 АООП
Организация текущего контроля успеваемости (порядок, периодичность,

4.1.

сроки проведения, обязательные формы и их количество) осуществляется с
учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося
с

ИН,

рекомендаций

психолого-медико-педагогической

комиссии

и

Индивидуальной программы реабилитации для детей-инвалидов, определяется
учителем,

ведущим

учебный

предмет,

учитывается

при

планировании

прохождения учебного материала на учебный год.
4.1.1.

Текущий контроль выполняет прогностическую (диагностическую)

функцию для получения опережающей информации для прогнозирования хода
изучения учебного материала в определенный учебный период и своевременной
коррекции ИОМ обучающегося с ИН.
4.1.2.

Целями текущего контроля успеваемости являются:

17

-

определение уровня и оценка степени освоения обучающимся с ИН

пройденных на период проверки тем и разделов рабочих (учебных) программ по
предметам;
-

обнаружение (выявление) пробелов в знаниях, умениях и навыках

обучающегося с ИН доступного им объема программного материала, принятие
своевременных мер к устранению этих пробелов, предупреждения неуспешности
обучения по данному варианту АООП;
-

обеспечение

оперативного

управления

учебным

процессом,

своевременное внесение элементов коррекции в индивидуальные учебные планы
(далее – ИУП).
4.1.3. К формам и методам оценки предметных образовательных достижений,
обучающихся с ИН в рамках организации текущего контроля успеваемости
относятся тематические проверочные работы, контрольные работы по итогам
учебного периода (четверти, полугодия, года), практические и самостоятельные
работы, в том числе выполненные с применением дистанционных технологий,
устные ответы, выразительное чтение стихотворений наизусть, пересказы,
отметки за которые выставляются в электронный журнал.
Отметка за контрольные работы по итогам учебного периода выставляется в
электронный журнал с коэффициентом 3, за остальные виды работ – в
соответствии с «весом» отметки в электронном журнале МАОУ «СОШ» р.п.
Пашия.
4.1.4.

Для проведения объективного текущего контроля успеваемости,

педагогическими

работниками

должны

разрабатываться

контрольно-

измерительные материалы с учетом того уровня, который смогли достичь
обучающиеся с ИН в процессе обучения и позволяющие оценивать степень
личного продвижения, обучающегося с ИН в освоении тем, разделов рабочих
(учебных) программ.
4.1.5. В один учебный день для обучающихся с ИН допустимо проводить только
одну письменную контрольную работу, а в течение учебной недели - не более
двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день после
каникул, первый и последний дни недели.

18

4.1.6.

Выставление отметок обучающимся с ИН за устные ответы и письменные

работы проводится в соответствии с Приложением 2 к настоящему Положению
или с учетом объема правильно выполненных заданий:
•

«5» (отлично) – правильно выполнено свыше 65% задания;

•

«4» (хорошо) - правильно выполнено от 51% до 65% задания

•

«3» (удовлетворительно) - правильно выполнено от 35% до 50%

задания.

Способ

выставления

отметок

определяется

педагогическим

работником самостоятельно в зависимости от вида выполняемых обучающимся
с ИН заданий (вида работы).
4.1.7.

Проверяются все письменные работы обучающегося с ИН. В рабочих

тетрадях ведется систематическая работа над ошибками.
4.1.8.

При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать

индивидуальные особенности интеллектуального развития, обучающегося с ИН,
состояние его эмоционально-волевой сферы, при необходимости создавая
специальные условия в соответствии с п. 2.13. настоящего Положения.
4.1.9.

При оценке письменных работ, обучающихся с ИН, страдающих

глубоким расстройством моторики, не снижается отметка за плохой почерк,
неаккуратность письма, качество записей и чертежей.
4.2. Организация промежуточной аттестации обучающихся с ИН и оценивание
образовательных результатов по итогам учебных периодов (года).
4.2.1.

Промежуточная (годовая) аттестация обучающихся с ИН –

процедура установления уровня достижения промежуточных результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
АООП.
4.2.2.

Промежуточная

аттестация

направлена

на

установление

фактического уровня освоения АООП обучающимися с ИН и является средством
контроля за выполнением рабочих (учебных) программ и календарнотематического графика изучения учебных предметов.
4.2.3.

Промежуточная аттестация обучающихся с ИН включает годовую

оценку образовательных результатов.
4.2.4.

Обучающиеся аттестуются по всем предметам учебного плана.

19

4.2.5.

Отметка обучающимся за год выставляется по результатам

текущего контроля успеваемости (текущих отметок), отметок за четверть.
4.2.6.

При выставлении отметок за четверть педагогические работники

руководствуются следующим:
а) основанием для аттестации обучающихся за четверть является наличие не
менее:
•

3 оценок- при нагрузке 1 час в неделю;

•

5 оценок- при нагрузке 2 часа в неделю;

•

7 оценок при нагрузке 3 и более часов в неделю;

По распорядительному акту руководителя Образовательной организации
(заместителя директора –при делегировании полномочий) промежуточная
аттестация по отдельным предметам обучающихся с ИН допускается при
меньшем количестве оценок при наличии объективной причины, не зависящей
от самих обучающихся и препятствующей получению ими необходимого
минимума оценок;
б) Отметки за четверть выставляются по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренной
учебным планом, определяются как среднее арифметическое текущего контроля
успеваемости и выставляются обучающимся по правилу: менее 2,51 – отметка
«2»; от 2,51 до 3,5 (включительно) – отметка «3»; от 3,51 до 4,5(включительно) –
отметка «4»; от 4,51 (включительно) до 5 – отметка «5».
4.2.7.

Промежуточная годовая аттестация обучающихся с ИН 2-9 классов

по учебному предмету осуществляется на основе отметок за четверть.
4.2.8.

При выставлении итоговых оценок за год педагогические работники

руководствуются следующим:
а) итоговая отметка выставляется по правилам математического округления. б) в
случае среднего балла, не являющегося целым числом (например, 2,5; 3,5; 4,5),
учитываются результаты итоговой контрольной работы по предмету, оценка
округляется в пользу ученика.
4.3.

Результаты промежуточной годовой аттестации обучающихся с ИН по

Варианту 1 АООП не являются основанием для перевода их в следующий класс,

20

но

лежат

в

основе

принятия

педагогической-комиссии

коллегиального

Образовательной

решения

организации

о

Психологопродолжении

обучения по Варианту 1 АООП или рекомендаций родителям (законным
представителям) обучающегося с ИН об уточнении специальных условий
обучения для его перевода на обучение по Варианту 2 АООП.
5. Особенности оценки предметных результатов обучения по Варианту 2
АООП обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
Оценка предметных образовательных результатов, обучающихся с

5.1.

умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), ТМНР (далее – обучающиеся с глубокой ИН) проводится без
выставления отметок.
Промежуточная

5.2.

(годовая)

аттестация

обучающихся

с

ТМНР

осуществляется в течение последних трех недель учебного периода (года) путем
наблюдения за выполнением, обучающимся специально подобранных заданий,
позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
При

оценке

результативности

обучения

важно

учитывать

затруднения

обучающихся с глубокой УО (ТМНР) в освоении отдельных предметов (курсов) и
образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель
неуспешности их обучения и развития в целом.
5.3.

Система

оценки

образовательных

результатов

отражает

степень

выполнения обучающимся с глубокой УО (ТМНР) СИПР и учитывает
следующие компоненты:
•

что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

•

что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

•

насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

5.4.

Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с

учетом

психофизического

развития

ребенка

в

процессе

выполнения

перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При
предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся с глубокой УО
(ТМНР) должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные

21

словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию,
совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности
достижений необходимо учитывать степень самостоятельности выполнения
заданий обучающимся с глубокой УО (ТМНР).
5.5.

Оценка результативности обучения осуществляется через комплексные

показатели, основанные на качественных критериях по итогам выполняемых
практических действий и степени самостоятельности выполнения заданий
обучающимся с глубокой УО (ТМНР) по каждому предмету.
Показатели

комплексной

оценки

предметных

результатов

обучения

представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Показатели оценки предметных образовательных результатов
№
п/п

Показатели комплексной оценки предметных образовательных
результатов
1Сформированность представлений
Представление отсутствует
Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использования с косвенной подсказкой (изображение)
- самостоятельного использования
Оценка достижений предметных результатов по практической
составляющей(фактическая способности к выполнению учебного действия)
- не выполняет, помощь не принимает

2

- выполняет совместно с педагогом при значительной

тактильной помощи.

- выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или
после частичного выполнения педагогом.
- выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу
- выполняет самостоятельно по словесной операционной инструкции.
- выполняет самостоятельно по вербальному заданию
3

Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей
(фактическая способность к воспроизведению (в т.ч. и невербальному)
знанию)
- не воспроизводит при максимальном объеме помощи педагога
- воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками

22

- воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
- воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок
- воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу

5.6.

Продвижение

обучающегося

с

ИН

относительно

самого

себя отслеживается на основании сравнения показателей в соответствии с п.5.6.
настоящего Положения за первое и второе полугодие учебного года, которые
фиксируются в ИОМ обучающегося с ОВЗ и в Карте мониторинга предметных
результатов обучения (Приложение 3 к настоящему Положению).
Педагог делает вывод о динамике усвоения обучающимся с глубокой УО
(ТМНР) учебного материала за учебный год по каждому предмету по всем
показателям по следующей шкале:
•

0 - отсутствие динамики или регресс.

•

1 - динамика в освоении минимум одной операции, действия.

•

2 - минимальная динамика.
•

3 - средняя динамика.

•
•

4 - выраженная динамика.
5 - полное освоение действия.

6.

Порядок перевода обучающихся с ОВЗ в следующий класс, ликвидации
академической задолженности

6.1.

Решение о переводе обучающихся с ОВЗ в следующий класс

принимается Педагогическим советом Образовательной организации.
6.2.

Порядок перевода в следующий класс обучающихся с ОВЗ без

умственной отсталости определяется Положением о формах, периодичности,
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МАОУ «СОШ» р.п. Пашия. Неудовлетворительные результаты
промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ без умственной отсталости по
одному или нескольким учебным предметам АООП или непрохождение ими
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются
академической задолженностью.
6.3.

Обучающиеся с ОВЗ без умственной отсталости, не прошедшие

23

промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие
академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
6.3. Обучающиеся с ОВЗ без умственной отсталости обязаны ликвидировать
академическую

задолженность.

Порядок

ликвидации

академической

задолженности обучающихся с ОВЗ без умственной отсталости определяется
Положением

о

формах,

периодичности,

порядке

текущего

контроля

успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «СОШ» р.п.
Пашия. Обучающиеся с ОВЗ без умственной отсталости, не ликвидировавшие в
установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, с
согласия родителей (законных представителей) направляются Психологопедагогическим консилиумом Образовательной организации на обследование в
ТПМПК

Горнозаводского

района

для

уточнения

индивидуального

образовательного маршрута, возможного изменения АООП, либо переводятся на
обучение по индивидуальному учебному плану, повторное обучение, и т.п.
6.9.

Образовательная

представителей)

организация

обучающегося

с

уведомляет
ОВЗ

без

родителей

умственной

(законных

отсталости

о

необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения
ребенка в письменной форме.
6.5.

Обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью переводятся в следующий

класс вне зависимости от предметных результатов обучения.
6.6.

В случае получения неудовлетворительных образовательных результатов

по одному или нескольким предметам (отметка «2» по итогам года)
обучающийся с ИН по Варианту 1 АООП по рекомендации Психологопедагогического консилиума Образовательной организации и выбору родителей
(законных представителей):
6.6.1. При положительной динамике личностных результатов обучения:
- переводится в следующий класс без пролонгированного срока обучения;
- переводится в следующий класс с возможностью пролонгированного обучения
(при условии соблюдения сроков реализации АООП (9/12/13 лет);

24

6.6.2. При отсутствии положительной динамики личностных результатов
обучения или их регрессе:
-переводится в следующий класс с возможностью пролонгированного
обучения (при условии соблюдения сроков реализации АООП (9/12/13 лет);
-направляется на обследование в ТПМПК Горнозаводского района для
уточнения специальных условий обучения и возможности перевода на обучение
по АООП Варианта 2.
Заключительные положения

7.

7.1.

Настоящее Положение обязательно для исполнения участниками

образовательных отношений.
7.2.

За нарушение требований настоящего Положения работники

Образовательной организации, осуществляющие педагогическую деятельность,
несут дисциплинарную ответственность. в соответствии

трудовым

законодательством Российской Федерации.
7.3.
вступает

Настоящее Положение согласовывается с Педагогическим советом и
в

силу

со

дня

его

утверждения

приказом

руководителя

Образовательной организации.
7.4.
отношений

Положение доводится до сведения участников образовательных
путем

размещения

Образовательной организации.

его

редакции

на

официальном

сайте

25

Приложение 1

Карта мониторинга личностных результатов
обучения обучающегося с ИН

26

Владение
навыками
коммуникации
и согласно
принятым

Сформированность
навыков
коммуникации со
взрослыми

Способность
инициировать
и
поддерживать
коммуникацию со взрослыми
Способность
применять
адекватные способы

Шкала для оценки уровня сформированности показателей личностных
результатов обучения:
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие:
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо
сделать с ним).
2. Активное участие:
- действие выполняется ребёнком:
со значительной помощью взрослого
с частичной помощью взрослого
по подражанию или по образцу
самостоятельно с помощью последовательной (пошаговой)
инструкции,
полностью самостоятельно

Количество
баллов
0

1
2
3
4
5

27

Шкала для оценки динамики показателей личностных результатов обучения:
•
•

0 – отсутствие динамики или регресс;
1 – минимальная динамика; одна операция

•

2 – минимальная динамика

•

3 – средняя динамика;

•

4- выраженная динамика;

•

5 – полное освоение действия.

28

Приложение 2

Рекомендации по оцениванию индивидуальных образовательных
достижений, обучающихся с легкой степенью умственной
отсталости
1.

При оценивании устных ответов по учебным предметам принимается во

внимание: - правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала; полнота ответа;
-

умение практически применять свои знания;

-

последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» выставляется, если обучающийся не понимает тему, не излагает учебный
материал.
2.

При оценке письменных работ по предметам области «Язык и речевая практика»

(письмо, развитие речи, русский язык, речевая практика) следует руководствоваться
следующими нормами:
I-IVклассы
• Отметка «5» ставится за работу без ошибок;
• Отметка «4» ставится за работу с одной- тремя ошибками;
• Отметка «3» ставится за работу с четырьмя - пятью ошибками;
• Отметка «2» за работу с шестью и более ошибками.
V-IX классы
• Отметка «5» ставится за работу без ошибок;
• Отметка «4» ставится за работу с одной- тремя ошибками;
• Отметка «3» ставится за работу с четырьмя - шестью ошибками;
• Отметка «2» ставится за работу с семью и более ошибками
В письменных работах не учитываются 1-2 исправления.
Наличие

трех

исправлений

на

изученное

правило

соответствует

одной

29

орфографической ошибке.
Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в
диктанте считаются:
• все однотипные специфические ошибки
• повторение ошибок в одном и том же слове; если подобная ошибка на это правило
встречается в другом слове, она учитывается;
• две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в
предложении.
Ошибки,

обусловленные

тяжелыми

нарушениями

речи

и

письма,

следует

рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них
ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски,
перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение
структуры слова). При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве
исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл,
если это не связано с нарушением моторики у обучающегося.
При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
• Отметка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение
грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без
ошибок или допускает 1-2 исправления;
• Отметка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение
изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;
• Отметка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание
изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5
ошибок или не справляется с половиной заданий;
• Отметка «2» ставится, если обучающийся не справился ни с одним из заданий.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание
орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе
установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов
по грамматическим признакам.
Содержание грамматических заданий должно быть связано с орфографическим
материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Контрольные работы
могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического
разбора и комбинированного вида работ.
Основные виды контрольных работ во 2-м -9-х классах - списывание и диктанты.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует

30

избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не
изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив
орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными
обучающемуся с умственной отсталостью
Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое
правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Примерный объем текстов контрольных работ:
1

класс - 8-10 слов (на конец учебного года),

2

класс - в начале года-10-12 слов, к концу года -16-18 слов,

3

класс - 20-25 слов,

4

класс - 30-35 слов,

5

класс - 45-50 слов,

6-7 класс - 65-70 слов,
8-9 класс - 75-80 слов.
3.

При оценке письменных работ по предметам «математика», «математические

представления» следует руководствоваться следующим.
Знания, умения и навыки по математике оцениваются по результатам индивидуального
и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ.

При оценке

письменных работ используются нормы оценок письменных работ, при этом учитываются
особенности развития, обучающегося с умственной отсталостью.
По своему содержанию письменные работы могут быть однородными (только задачи,
только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными.
Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение требовалось: во 2 - 3
классах - 25-45 минут, в 4-9 классах 35-45 минут, причем за указанное время обучающиеся не
только должны выполнить работу, но и проверить её.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи
или 1¬3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи, примеры в
одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий в
соответствии с рабочими программами), математический диктант, сравнение чисел и
математических

выражений,

вычислительные,

измерительные

задачи

или

другие

геометрические задания.
При оценке письменных работ обучающихся по данным предметам грубыми ошибками
следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения
алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и
построение геометрических фигур по образцу.

31

Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания
числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение
формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей,
небольшая неточность в измерении, черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
При оценке комбинированных работ:
• Отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
• Отметка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки или 1-2 грубые
при правильно решенной задаче;
• Отметка «3» ставится, если задача не решена, но правильно выполнены другие
задания, или половина задач решена и правильно выполнена часть других заданий;
• Отметка «2» ставится, если в работе большая часть заданий не выполнена (или
выполнена с ошибками).
При

оценке работ,

заданий, в которых

состоящих

из примеров

и других

не предусматривается решение задач:

• Отметка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.
• Отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки или 1 грубая;
• Отметка «3» ставится, если допущены 2-3грубые ошибки или 3-4 негрубые;
• Отметка «2» может выставляться, если допущено более 3 грубых ошибок. При
оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием:
• Отметка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
• Отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на
вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно;
• Отметка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление,
если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но
допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении
геометрических фигур буквами.
• Отметка «2» выставляется, если ни одна из задач не решена.
4.

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за

чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во
внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и
выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы,
пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка
выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного
опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления

32

отдельных умений и навыков по чтению. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по
совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в
основном на обобщающих уроках.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные
тексты. Нормативы для оценки читательских умений (количество слов в минуту) на полугодие
и конец года представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Нормативы для оценки читательских умений
обучающегося с умственной отсталостью
Класс

1 уровень
(без нарушения
произношения)
слов/мин

2 уровень
(незначительные
речевые нарушения)

3 уровень(выраженные
нарушения речи, отсутствие
речи)

слов/мин

1
2
3
4
5

8 - 10
15 - 20
25 - 30
35 - 40
45- 60

5
10 - 15
15- 25
30-35
40-50

6

60 - 65

55-60

7

70 - 80

60-70

8

80 - 90

70-80

9

90 -100

80-90

Проводится с
учетом
индивидуальных
особенностей
и
потенциальных возможностей
обучающегося, отслеживается
динамика относительно
самого ребёнка (учитываются
буквы, слоги, отдельные
слова)

В начале учебного года читательские умения проверяются по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки состоит в выявлении
продвижения каждого обучающегося, причин испытываемых им затруднений для оказания
индивидуальной коррекционной помощи.
Оценивание читательских умений:
II класс
•
Отметка «5» ставится, если обучающийся читает по слогам (с переходом к концу года
на чтение целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными
ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по
содержанию прочитанного; может пересказать прочитанное с незначительной помощью
(полно, правильно, последовательно);
•
Отметка «4» ставится, если обучающийся: читает по слогам, затрудняясь читать
целиком даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении
синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания,

33

но исправляет их с помощью учителя;
•
Отметка «3» ставится обучающемуся, если он: затрудняется в чтении по слогам
трудных слов; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
отвечает на вопросы односложно и испытывает трудности при пересказе содержания.
•

Отметка «2» ставится, если обучающийся не овладел слоговым чтением.

III—IV классы:
•
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами правильно, с
одной - двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с
соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе-логических ударений; отвечает
на вопросы и может передать содержание прочитанного полно, правильно, последовательно с
незначительной помощью;
•
Отметка «4» ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами, некоторые
трудные слова -по слогам; допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдении смысловых
пауз, в IV классе- логических ударений; допускает неточности в ответах
на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с
незначительной помощью учителя;
•
Отметка «3» ставится обучающемуся, если он: читает, в основном, целыми словами,
трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении
синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы
односложно и способен пересказать содержание прочитанного с помощью учителя;
•
Отметка «2» ставится обучающемуся, если он допускает более пяти ошибок, не
способен пересказать содержание прочитанного.
V—IX классы:
•
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: читает правильно, бегло (согласно
индивидуальному темпу чтения), выразительно с соблюдением норм литературного
произношения; способен выделить с незначительной помощью учителя основную мысль
произведения или части рассказа; делить текст на части и озаглавливать их; называет главных
действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передает
по плану содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
•
Отметка «4» ставится обучающемуся, если он читает, в основном, правильно,
выразительно, бегло (согласно индивидуальному темпу чтения); допускает одну-две ошибки
при чтении, допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части
рассказа; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с
помощью учителя; допускает незначительные неточности в ответах на вопросы и при
передаче содержания;
•
Отметка «3» ставится обучающемуся, если он читает по слогам, недостаточно
правильно, выразительно; допускает 3-5 ошибок при чтении, не соблюдает паузы, знаки
препинания, допускает ошибки в постановке логических ударений; выделяет основную мысль
произведения или части рассказа только с помощью учителя; затрудняется назвать главных
действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и
пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение воспроизведения.
•
Отметка «2» ставится обучающемуся, если он допускает более 5 ошибок при чтении,
не соблюдает пауз, не отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
5.
Оценивание результатов обучения по предметам образовательной области
«Технология»: «Ручной труд» в 1-4 классах учителями начальных классов (или учителями

34

предметниками, ведущими данный предмет у обучающегося с умственной отсталостью),
обучающихся 5-9 классов по предмету «Профильный труд» - учителями технологии
осуществляется с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося.
Критерии выставления отметок обучающимся:
•
Отметка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при
выполнении практической работы и может выполнить еѐ, используя план или образец, а также
проанализировать и оценить качество своей работы;
•
Отметка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых операций
испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном
выполнении практического задания и его анализе;
•
Отметка «3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно задания по
аналогии и при различных видах помощи учителя; не способен обобщить и
проанализировать свою работу.


Отметка «2» ставится, если обучающийся не выполняет задания.

6.При оценивании образовательных результатов по физической культуре учитываются
индивидуальные возможности обучающихся с умственной отсталостью, уровень их
физического развития, двигательные возможности.
Главными требованиями при оценивании умений и навыков является выполнение изучаемых
упражнений, при этом учитывается, как обучающийся:
-

овладел основами двигательных навыков;

-

проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;

понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения
упражнений;
-

относится к урокам;

-

соблюдает дисциплину.

Последние два требования не влияют на отметку. Критерии оценивания:
•
Отметка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает и
выполняет физические упражнения с незначительной организующей помощью учителя; темп
деятельности сохраняется до конца урока на среднем уровне;
•
Отметка «4» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает
частично, с помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными
ошибками и искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности; темп
деятельности средний, но к концу урока снижается;
•
Отметка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает
избирательно и частично, выполняет физические упражнения механически и только с
помощью учителя, темп деятельности на низком уровне.
•

Отметка «2» ставится, если учебный материал обучающийся не усваивает.

7. Музыкальное воспитание обучающихся с умственной отсталостью - это специально
организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного
развивающего образовательного процесса, цель которого - формирование музыкальной
культуры как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений,

35

коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии обучающихся.
Критерии оценивания обучающихся с умственной отсталостью по учебному предмету
«Музыка»:
•
Отметка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету,
знает основные музыкальные инструменты, способен различать изученные жанры
музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен,
самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных
произведениях.
•
Отметка «4» ставится, если обучающийся проявляет интерес к предмету, знает
основные музыкальные инструменты, способен с помощью учителя различить изученные
жанры музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечает на вопросы
о прослушанных произведениях с незначительной помощью учителя.
•
Отметка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые
музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает
простейшие мелодии и исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в процессе
совместных художественно-эстетических видов деятельности.
•
Отметка «2» ставится, если обучающийся не реагирует на знакомые музыкальные
произведения, не узнает основные музыкальные инструменты, не запоминает простейшие
мелодии и не исполняет их.
8. Оценивание обучающихся по предмету «Изобразительное искусство».
Предмет изобразительное искусство решает задачи приобщения обучающихся с умственной
отсталостью к творческому использованию изобразительной деятельности как средству
компенсаторного развития процессов познавательной деятельности. Критерии оценивания
обучающихся по предмету «Изобразительное искусство»:
•
Отметка «5» ставится, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в
зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает
предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и их
оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для
рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображённым предметом, исправляет
неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира.
•
Отметка «4» ставится, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от
пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает
основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной
геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями для
изображения рисунка и его проверки; умеет пользоваться основными инструментами для
рисования; сравнивает свой рисунок с изображённым предметом, исправляет неточности с
помощью учителя; способен видеть, чувствовать красоту природы, человека;
•
Отметка «3» ставится, если обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги
по образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по шаблону;
умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно; различать
основные цвета и соотносить их с образцом.
•
Отметка «2» ставится, если обучающийся не способен ориентироваться на листе
бумаги по образцу, рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по
трафарету, по шаблону; не умеет пользоваться основными инструментами для
рисования; не различает основные цвета.

36

Шкала для оценки динамики показателей предметных результатов обучения:
•

0 – отсутствие динамики или регресс;

•
•

1 – минимальная динамика;

•
•

4- выраженная динамика;
5 – полное освоение действия.

3 – средняя динамика;

37

Приложение 3

Карта мониторинга оценки предметных образовательных результатов
обучающегося с УО (интеллектуальными нарушениями)
учебный год
№ Показатели комплексной оценки предметных Название п/п образовательных
результатов предмета
- воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».