Программа
Введение (1ч.)
Тема 1. Современное общество.(4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь
экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие
социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в
процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное
общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство
современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты
и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы.
Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль
морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы
приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности.
Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (8ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы
конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное
право. Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная
культуры. Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов
личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение (1 ч.)
Пояснительная записка.
Элективный курс «Решение трудных вопросов по обществознанию» для 9
класса основной школы направлен на реализацию нового содержания
обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает
знания различных общественных наук (социологии, экономической теории,
политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9
класса педагогически целесообразной форме.
Цель курса: подготовить качественно к сдаче выпускников 2023 года по
обществознанию
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса
«Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Основному
государственному экзамену в форме ОГЭ или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных
источников и ориентирование в них;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её
социализации в современных условиях.
Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа и включает 5 тем,
охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной
динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его
социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание
курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют
в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом
школьном курсе «Обществознание. 8-9классы»
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными
источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются
разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут,
комбинированные уроки, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием
материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Основному
государственному экзамену». По итогам курса предполагается выполнение
учениками зачётной работы по типу ЕГЭ.
Ожидаемые результаты курса:
- учащиеся
улучшат процесс усвоения и углубления знаний
курса
«Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Основному
государственному экзамену в форме ОГЭ или экзамена;
- учащихся стимулируют свою познавательную активность и интерес к
предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного
профиля для дальнейшего обучения;
- отработают умения получать социальную информацию из разнообразных
источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач
познавательного и практического характера.
Тематическое планирование
№
Названия тем, уроков
п/п
1
Введение. ГИА как форма итоговой аттестации
Тема 1. Современное общество
2
Общество – динамичная саморазвивающаяся система
3
На пути к современной цивилизации
4
Глобальные проблемы современности
5
Социальные конфликты и пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей
6
Биологическое и социальное в человеке.
7
Человек и его ближайшее окружение.
8
Личность и межличностные отношения.
9
Семья как малая группа
10
Особенности подросткового возраста.
11
Социальная структура. Неравенство и социальная
дифференциация. Страты и классы.
12
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные
ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое
правило нравственности». Воспитательная роль морали.
13
Мышление и речь
14
Межличностные конфликты, их конструктивное
решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества
15
Экономика и её роль в жизни общества
16
Экономические системы. Разбор ситуаций
17
Право собственности. Виды собственности. Правомочия
собственника.
Способы
приобретения
права
собственности.
Приватизация.
Защита
прав
собственности. Собственность и несовершеннолетние.
Прекращение прав собственности.
18
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
19
Предпринимательство.
20
Рынок и рыночный механизм.
21
Экономические цели и функции государства.
22
Неравенство
доходов
и
экономические
меры
социальной поддержки.
23
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право
Количество
часов
1
4
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Основы
Конституционного
строя
Российской
федерации. Принципы конституционного устройства
Р.Ф.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы.
Референдумы. Публичное право. Политическая и
правовая культура граждан
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Органы государственной власти Российской федерации.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о
несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества
Формы и разновидности культуры
Образование и самообразование
Итоговое повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
Литература
1.
Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. –
М., АСТ:Астрель, 2009
2.
ГИА 2009(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые
задания/ А. Ю. Лабезникова,
О. А. Котова . – М.: Издательство
«Экзамен»,2009.
3.
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред.
Л. Н. Боголюбова и
А. Т. Кинкулькина. – М., 2002.
4.
Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М.,
5.
Конституция РФ.- Санкт-Петербург 2012
6.
Мухаев Р. Т. Политология. И – М.,2000
7.
Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова
8.
Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.:
Просвещение 2010
9.
Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов
П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
10. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий
ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. – сост.
О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.:
Астрель, 2009.
11. Сборник кодексов РФ. – М.,2002
12. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 89 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000