2
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Введение 5
2.
Цели и задачи 6
3.
Прогнозируемые результаты
4.
Принципы подачи учебного материала 8
5.
Структура типовой программы
6.
Вариативность типовой программы
12
7.
Расчёт часов по предметам обучения
14
8.
Первый учебный год: предметы обучения, учебно-тематический
8
10
14
план
9.
Второй учебный год: предметы обучения, учебно-тематический
21
план
10.
Третий учебный год: предметы обучения, учебно-тематический
27
план
11. Формы контроля
31
Введение
Результаты исследования «Патриотическое воспитание молодежи в
процессе гражданских инициатив и проектов глобального политического
значения», проведенного в Свердловской области в 2017 году Уральским
федеральным университетом имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
показали, что патриотизм не всегда престижен для молодежи и, зачастую,
рассматривается как «сопутствующий», необязательный элемент культуры
личности.
По мнению большинства молодых людей (более 85%), наиболее яркими
носителями патриотических ценностей, воплощающими образ патриотов,
являются ветераны войн, военнослужащие, учителя, пенсионеры. Только 5%
опрошенных считают, что молодёжь относится к группе носителей
патриотических ценностей.
Вместе с тем, само понятие «патриотизм» не дискредитировано в глазах
молодежи (негативную и пассивную позицию занимают только 8-11% молодых
людей).
3
Это позволяет сделать вывод, что при своевременной и правильно
выстроенной работе по патриотическому воспитанию можно достичь позитивной
динамики изменения образа патриотизма для значительной части молодежи, роста
патриотических настроений.
Военно-патриотическое воспитание является одним из важнейших
направлений патриотического воспитания граждан. При этом большую роль в
военно-патриотическом воспитании молодежи в Свердловской области играют
военно-патриотические объединения (клубы) (далее - ВПК).
В настоящее время в реестр организаций патриотической направленности,
действующих на территории Свердловской области, внесено более 130
военнопатриотических объединений. Большая часть из них действует на
общественных началах.
Отмечается тенденция к увеличению количества ВПК и занимающихся в
них курсантов. При этом существует ряд проблемных вопросов, решение которых
требует единого подхода:
недостаточное финансирование деятельности ВПК и, как следствие,
несовершенство материально-технической базы; недостаточный уровень
подготовки руководителей ВПК, отсутствие у них
базового педагогического образования; отсутствие четкой системы материального
и морального стимулирования
руководителей ВПК, работающих на общественных началах
Наряду с этими проблемами, отмечается и отсутствие единого подхода к
системе подготовки курсантов в военно-патриотических клубах вследствие
отсутствия единой типовой программы подготовки курсантов, что негативно
влияет на организацию учебного процесса, создает определенные трудности при
формировании единой системы проведения муниципальных и региональных
мероприятий в сфере военно-патриотического воспитания, позволяющих
представлять Свердловскую область на всероссийских мероприятиях, и, в
конечном итоге, сказывается на качестве их проведения.
Наличие единой типовой программы подготовки курсантов позволит:
1) объективно оценивать деятельность ВПК, уровень подготовки
курсантов,
проводить
итоговые
оценочные
мероприятия
в
самих
военнопатриотических объединениях, в муниципальных образованиях и в целом в
Свердловской области;
2) органам местного самоуправления муниципальных образований
объективно определить объем необходимых затрат для оказания поддержки ВПК,
а руководителям вновь создаваемых ВПК сориентироваться во всем
многообразии предлагаемых программ и выделить материал первостепенной
важности;
4
3) более предметно готовить курсантов ВПК к участию в областных и
всероссийских мероприятиях
военно-патриотического
воспитания
(военноспортивные игры, оборонно-спортивные слеты и лагеря и т.д.);
4) формировать единую материально-техническую базу ВПК;
5) организовать единую базовую систему подготовки руководителей
ВПК.
Кроме того, небольшой срок военной службы по призыву требует, чтобы
программы подготовки курсантов ВПК включали в себя обязательный объем
знаний, навыков и умений, которые помогут им в короткие сроки адаптироваться
к условиям военной службы и освоить воинские специальности.
Наличие типовой программы должно более эффективно мотивировать
курсантов ВПК к поступлению в ВУЗы Министерства обороны Российской
Федерации, других силовых министерств и ведомств, а также к прохождению
военной службы по контракту.
Типовая программа подготовки курсантов ВПК в Свердловской области
(далее - типовая программа) представляет собой единый образовательный
стандарт, рассчитанный на три года обучения, который рекомендуется для
реализации ВПК в Свердловской области всех видов: муниципальные учреждения
или их структурные подразделения, общественные объединения (со статусом
юридического лица или без такового), структурные подразделения
образовательных организаций.
При этом от 17 до 25% учебного времени (в зависимости от года обучения)
в предлагаемой типовой программе отводится на специальную подготовку по
профилю ВПК.
Типовая программа является примерной. Она не отменяет всего того, что
уже наработано руководителями ВПК, а предполагает получение базового
минимума знаний, навыков и умений, который необходим курсантам ВПК для
подготовки к военной службе и к поступлению в учебные заведения
Министерства обороны Российской Федерации и других силовых министерств и
ведомств.
Цели и задачи
В соответствии с типовой программой конечный результат деятельности
ВПК – формирование у выпускников осознания значимости военной службы, как
особого вида государственной службы, стремления к служению Отечеству и
готовности в случае необходимости к защите его интересов.
Помимо общих целей и задач военно-патриотического воспитания,
определенных Стратегией патриотического воспитания граждан в Свердловской
области до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства Свердловской
5
области от 11.06.2014 № 486-ПП), реализация типовой программы позволит
осуществить решение следующих задач:
Организационных:
1) создание
механизма,
обеспечивающего
эффективное
функционирование системы военно-патриотического воспитания и подготовки
молодежи к военной службе;
2) формирование
комплекса
нормативного,
правового
и
организационнометодического обеспечения функционирования системы военнопатриотического воспитания;
3) оптимизация использования материально-технических средств и иных
ресурсов для решения общих задач.
Учебных:
1) изучение военной истории России и вклада Урала в
обороноспособности Отечества, истории и традиций Вооруженных Сил
Российской Федерации;
2) изучение основ государственного строя и федеративного устройства
Российской Федерации, законодательства о защите Отечества;
3) ознакомление курсантов ВПК с назначением, задачами, структурой,
боевыми традициями армии и флота, порядком прохождения военной службы по
призыву и по контракту, а также порядком поступления в учебные заведения
Министерства обороны Российской Федерации, других силовых министерств и
ведомств;
4) изучение материальной части и боевых свойств стрелкового оружия,
правил его сбережения и хранения, мер безопасности при обращении с оружием и
при проведении стрельб;
5) изучение поражающих факторов оружия массового поражения и
способов защиты от него, приобретение первичных навыков использования
средств индивидуальной защиты;
6) получение навыков ориентирования на местности различными
способами, работы с топографическими картами;
7) изучение порядка и правил оказания первой медицинской помощи,
получение практических навыков в оказании первой медицинской помощи себе и
окружающим;
8) изучение требований Общевоинских уставов Вооруженных Сил
Российской Федерации (общих обязанностей военнослужащих, обязанностей
должностных лиц суточного наряда и караула, порядка отдачи и выполнения
приказа, требований воинской дисциплины, правил воинской вежливости и
воинского приветствия и т.д.);
6
9) получение навыков строевой подготовки, четкого и правильного
выполнения строевых приемов;
10) освоение и совершенствование общей (специальной) физической
подготовки и приемов рукопашного боя;
11) изучение основ общей тактики (закономерности общевойскового боя
и ведения боевых действий, обязанности солдата в бою, приобретение первичных
навыков действий в различных видах боя).
Воспитательных:
1) формирование у молодых людей чувства патриотизма, гражданского
самосознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных
обязанностей;
2) воспитание уважительного отношения к истории Отечества и его
Вооруженных Сил, к подвигам старших поколений;
3) формирование потребности в здоровом образе жизни и активном
отдыхе;
4) привитие самостоятельности, сознательной дисциплинированности и
культуры поведения, чувства ответственности за свои поступки;
5) воспитание силы воли, умения концентрироваться на достижении
поставленной цели.
Развивающих:
1) развитие интереса к служению российскому государству, к социально
значимой деятельности;
2) развитие познавательных интересов;
3) развитие и поддержание хорошей физической формы;
4) развитие психологической устойчивости, умения принимать
правильные решения в сложной обстановке;
5) развитие
позитивных
личностных
качеств:
навыков
самообслуживания, организаторских способностей, ответственности, смелости,
решительности, коммуникативности.
Прогнозируемые результаты
В результате внедрения и реализации типовой программы прогнозируется:
В организационном плане:
1) совершенствование системы военно-патриотического воспитания в
Свердловской области: приведение к единообразию нормативно-правовой и
организационно-методической базы деятельности ВПК, системы контроля и
оценки их деятельности;
2) формирование
системы
подготовки
и
переподготовки
педагоговспециалистов ВПК;
7
3) создание системы четкой квалификации ВПК и выстраивание работы
непосредственно с целевой аудиторией, исключая участие в процессе
военнопатриотического воспитания случайных организаций;
4) создание координационного центра (Ассоциации ВПК), что позволит
осуществить
внедрение
типовой
программы,
кооперацию
материальнотехнических и иных ресурсов, которыми располагают ВПК для
решения общих задач, целевое материально-техническое обеспечение
деятельности ВПК.
В учебно-развивающем плане:
1) развитие у курсантов ВПК общего кругозора, внимания, памяти,
навыков самообслуживания, позитивных личностных качеств: организаторских
способностей, ответственности, смелости, коммуникативности;
2) формирование у курсантов ВПК потребности к самообразованию,
самоопределению, самореализации, умения объективно оценивать свои
возможности;
3) формирование у курсантов ВПК объективного представления о роли
государства в области обороны, о военной службе и Вооруженных Силах
Российской Федерации;
4) повышение уровня военной и физической подготовки курсантов ВПК,
что окажет положительное влияние на качестве допризывной подготовки в целом;
5) формирование у курсантов ВПК профессионально значимых качеств и
готовности к их активному проявлению в общественной жизни и в процессе
государственной, в том числе военной, службы.
В воспитательном плане:
1) воспитание уважительного отношения к истории Отечества и
Вооруженных Сил, истории малой Родины, к старшим поколениям;
2) формирование патриотических чувств, деятельного проявления
патриотизма, стремления к созидательному труду на благо общества и
государства;
3) осознание необходимости в здоровом образе жизни, активном отдыхе,
в занятиях физической культурой и спортом;
4) формирование потребности к осознанному дисциплинированному и
культурному поведению.
Таким образом, личностные результаты освоения типовой программы
помимо приобретения специальных знаний, навыков и умений, должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории и культуры своего
народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и
8
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной.
Принципы подачи учебного материала:
Изучение учебного материала, предлагаемого в типовой программе,
основывается на принципах единства процессов обучения и воспитания:
воспитывающего обучения, при котором достигается прочная связь между
приобретением знаний, навыков и умений, усвоением опыта творческой
деятельности и формированием эмоционально-целостного отношения к миру, к
окружающим, к учебному материалу.
Патриотический
воспитательно-развивающий
потенциал
типовой программы выражается:
1) в содержании основного учебного материала, изучаемого курсантами
ВПК;
2) в организации целостного учебно-воспитательного процесса, в
котором используются различные формы и методы воспитания и обучения,
коллективной и индивидуальной деятельности курсантов, ориентированные на
стимулирование их гражданско-патриотической активности; 3) в воспитательном
примере личности руководителя ВПК.
Структура типовой программы
Предлагаемая программа ориентирована на детей и подростков в возрасте
от 14 до 17 лет включительно (8 – 10 классы).
Занятия с подростками выпускного (11) класса могут проводиться
дополнительно, исходя из необходимости их подготовки к выпускной аттестации
в образовательных организациях. При этом они могут привлекаться, при условии
успешного усвоения программы подготовки курсантов ВПК, к проведению
занятий в качестве инструкторов (руководителей на учебных местах).
Расчет
учебного
времени
Количество часов в годовом цикле
1 год (учебный час)
2 год (учебный час)
3 год (учебный час)
9
(по годам
по
обучения) О дг
б от
щ ов
ая ка
Учебных
74
часов (всего
– 222)
Учебных
недель
Количество 2
учебных
часов в
неделю
(6 ч/неделю)
Ф
по
из
дг
ич
от
ес
ов
ка
ка
я
С по
пе попр
цидг о
ал отф
ьн овил
ая каю
111
37
(
по
О дг
б от
щ ов
ая ка
74
37 недель
3
Ф
по
из
дг
ич
от
ес
ов
ка
ка
я
С по
пе попр
цидг о
ал отф
ьн овил
ая каю
111
37
37 недель
1
2
3
(
по
О дг
б от
щ ов
ая ка
Ф
по
из
дг
ич
от
ес
ов
ка
ка
я
С
пр
пе по
цидг о
ф
ал от В
ил
ьн ов П
ю
ая капо К)
(
56
111
55
37 недель
1
по плану руководителя
ВПК
Учебное время распределено из расчета 37 учебных недель (в течение
учебного года, включая 3 недели каникулярного времени). Продолжительность
учебного дня – 2 часа, учебного часа – 45 минут. При проведении полевых
выходов, тактических игр на местности, а также других мероприятий, связанных с
выездами в воинские части, участием в соревнованиях, продолжительность
учебного дня решением руководителя ВПК может быть увеличена до 7 часов (не
входят в расчет основного учебного времени).
Во время зимних и летних каникул с курсантами ВПК могут проводиться
соревнования, занятия в оборонно-спортивных лагерях, походы (экскурсии) по
местам боевой славы (не входят в расчет основного учебного времени).
Структурно типовая программа разделена на 3 раздела:
1. Общая подготовка;
2. Физическая подготовка;
3. Специальная подготовка (по профилю военно-патриотического клуба). 1
раздел. Общая подготовка включает в себя следующие дисциплины:
Общественно-государственная подготовка (государственное устройство и
государственные символы Российской Федерации, военная история Отечества,
состав и назначение Вооруженных Сил России, порядок прохождения военной
службы, армия и культура);
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации;
Летопись родного края (история Урала и Свердловской области);
Строевая подготовка;
10
Основы тактической подготовки;
Основы военной топографии;
Основы психологической подготовки;
Основы огневой подготовки;
Основы военно-медицинской подготовки,
Основы безопасности жизнедеятельности;
Радиационная, химическая и биологическая защита.
Включение дисциплины «Летопись родного края (история Урала и
Свердловской области)» обусловлено практикой проведения различного рода
соревнований, конкурсов и спартакиад, когда курсанты ВПК показывали
недостаточные знания исторических и природных памятников Урала, истории
своей малой Родины, ее вклада в укрепление обороноспособности государства,
примеров мужества и героизма земляков при защите интересов Отечества.
Изучение государственного устройства и государственных символов
России, военной истории Отечества в дисциплине «Общественно-государственная
подготовка» не предполагает замены соответствующей тематики дисциплин
«Обществознание» и «История» общеобразовательных организаций, а направлено
лишь на овладение курсантами ВПК дополнительными знаниями, с учетом
подготовки их к государственной (военной) службе.
Изучение Общевоинских уставов
Вооруженных
Сил Российской
Федерации предполагает не только теоретическое изучение вопросов, но и их
практическую отработку в ходе повседневной деятельности ВПК.
Занятия по дисциплине «Строевая подготовка» не ограничиваются
учебным временем, включенным в учебно-тематический план, а проводятся в
виде тренажей в период оборонно-спортивных лагерей, сезонных
учебнотренировочных сборов. Отдельные темы также дополнительно
отрабатывается при подготовке и проведении различных торжественных
мероприятий, в которых участвуют курсанты ВПК.
Занятия по основам тактической подготовки, основам военной топографии
проводятся, как правило, в форме практических занятий на местности.
Изучение
дисциплины
«Основы
психологической
подготовки»
представляется необходимым с целью получения курсантами ВПК элементарных
знаний в области военной психологии, обучения их приемам психологической
саморегуляции, что должно повысить их нервно-психическую устойчивость к
различным стрессовым ситуациям. Для проведения занятий (исходя из местных
возможностей) целесообразно приглашать специалистов-психологов (военных,
школьных, социальных).
Занятия по основам огневой подготовки помимо изучения теоретических
вопросов включают в себя практическую отработку нормативов по
11
разборкесборке образцов оружия, снаряжения магазина к автомату Калашникова,
в том числе в период оборонно-спортивных лагерей, сезонных учебнотренировочных сборов, а также во время проведения практических стрельб из
пневматической винтовки.
Занятия по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»
необходимы для закрепления знаний, полученных на занятиях в рамках школьного
курса, а также для их применения при изучении военных дисциплин.
Занятия по радиационной, химической
и
биологической
защите проводятся комплексно, когда учебное время помимо теоретических
вопросов отводится на тренировки для практической отработки нормативов.
2
раздел. Физическая подготовка с курсантами ВПК проводится на
протяжении всех трех лет обучения. В течение первого года обучения
производится разучивание различных упражнений, обучение правильной технике
их выполнения, а два последующих года – тренировки и совершенствование
физического развития курсантов.
3
раздел. Специальная подготовка (по профилю ВПК) планируется
руководителем ВПК самостоятельно и предусматривает занятия с курсантами
исходя из специфики и профиля ВПК (десантный, пограничный, морской, МЧС,
МВД и т.д.).
При этом в течение третьего года обучения количество учебных часов на
специальную подготовку увеличивается с 37 до 55 учебных часов (с 17 до 25% от
общего учебного времени).
Вариативность типовой программы
Приведенный расчет учебного времени демонстрирует логику расчета и
процентное соотношение учебных часов по основным видам подготовки. При
этом данный вариант не является единственно возможным при работе по типовой
программе.
Руководители ВПК могут взять предложенный учебно-тематический план
за основу и расширить его за счет увеличения времени на изучение предложенных
тем и отработку их на практике.
Кроме того, учебный материал, предусмотренный типовой программой,
может быть перераспределен и сосредоточен в рамках проведения
оборонноспортивных лагерей, сезонных учебно-тренировочных сборов.
Освободившееся учебное время может быть использовано для изучения
дополнительных тем, а также для увеличения учебного времени на изучение
наиболее сложных тем.
Количество учебных часов, отведенных на физическую подготовку,
остается в течение всех трех лет обучения неизменным – 111 (50% от общего
12
учебного времени). Исходя из специфики и профиля ВПК, тематика занятий по
физической подготовке может быть скорректирована путем введения
военноприкладных дисциплин.
При освоении типовой программы могут быть задействованы возможности
структурных подразделений Регионального отделения ДОСААФ России
Свердловской области, в том числе для подготовки по военно-учетным
специальностям.
13
РАСЧЕТ ЧАСОВ ПО ПРЕДМЕТАМ ОБУЧЕНИЯ
6 часов в неделю: 3 дня в неделю по 2 часа, из них:
1-й день: 1 час общевойсковой подготовки + 1 час физической подготовки;
2-й день 1 час общевойсковой подготовки + 1 час физической подготовки; 3-й
день:
1
час специальной
подготовки
(по профилю
военнопатриотического клуба) + 1 физической подготовки.
ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД
37 недель по 6 часов ИТОГО:
222 часа.
ПРЕДМЕТЫ ОБУЧЕНИЯ:
I. ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА – 74 часа
1. Общественно-государственная подготовка – 11 часов:
1.1. Государственное устройство и государственные символы Российской
Федерации – 2 часа.
1.2. Военная история Отечества – 5 часов.
1.3. Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации – 1 час.
1.4. Порядок прохождения военной службы – 1 час.
1.5. Армия и культура – 2 часа.
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – 5 часов:
2.1. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации –
1 час.
2.2. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных
Сил Российской Федерации – 1 час.
2.3. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации – 1
час.
2.4. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации – 2 часа.
3. Летопись родного края (История Урала и Свердловской области) – 4 часа.
4. Строевая подготовка – 10 часов
5. Основы тактической подготовки – 18 часов.
6. Основы военной топографии – 4 часа.
7. Основы психологической подготовки – 2 часа.
8. Основы огневой подготовки – 10 часов.
9. Основы военно-медицинской подготовки – 4 часа.
14
10. Основы безопасности жизнедеятельности – 4 часа. 11. Радиационная,
химическая и биологическая защита – 2 часа.
II. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – 111 часов
1. Общефизическая подготовка – 83 часа
2. Рукопашный бой – 28 часов
III. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (ПО ПРОФИЛЮ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА) - 37 часов.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1-й
год обучения)
№
п/п
Предмет обучения и тема занятий
ВОЕННО-
Количество Примечание
часов
1.
2.
3.
4.
1.Общественно-государственная подготовка – 11 часов
1.1. Государственное устройство и государственные символы Российской Федерации – 2 часа
1.1.1. Основы конституционного строя Российской Федерации.
1
сентябрь
Права и свободы человека и гражданина
1.1.2. Государственные символы Российской
Федерации.
1
История государственной символики России
1.2. Военная история Отечества – 5 часов1
1.2.1. История и боевые традиции Вооруженных
Сил
2
Российской Федерации.
1.2.2. Место подвига – Афганистан
1
декабрь
1.2.3. Великая Победа великого народа
2
2 занятия по
1 часу
апрель - май
1.3. Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации – 1 час
1.3.1. Назначение Вооруженных Сил Российской Федерации,
1
виды и рода войск
1.4 Порядок прохождения военной службы – 1 час
1.4.1. Защита Отечества – долг и обязанность гражданина
1
Российской Федерации. Общие положения Федерального
закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской
обязанности и военной службе»
1.5. Армия и культура – 2 часа
1.5.1. Воины Российской армии – выдающиеся ученые и деятели
1
культуры
1
Занятия по военной истории Отечества необходимо планировать и проводить в соответствии с календарем
юбилейных (памятных) дат военной истории России
15
1.5.2.
2.1.1.
2.2.1.
«Нам песня жить и служить помогает…» (песни о
1
военной службе, патриотические песни)
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – 5 часов
2.1. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации
О воинской вежливости и поведении военнослужащих.
1
Воинское приветствие
2.2. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации – 1 час
Воинская дисциплина
1
2.3. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской
Федерации – 1 час
2.3.1. Отдание воинских почестей
1
2.4.1.
2.4.2.
2.4. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации – 2 часа.
Строи и управление ими. Обязанности командиров и
1
военнослужащих при построении и в строю
Строевые приемы и движение без оружия и с оружием
1
3. Летопись родного края (история Урала и Свердловской области) – 4 часа
3.1.
История освоения Урала
1
3.2.
Уральские полки на защите Отечества
1
1.
2.
3.
,
4.
3
3.3.
3.3.
«Урал – опорный край державы». Вклад уральцев в Победу
в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
Уральский добровольческий танковый корпус
Ратные подвиги земляков
1
март
1
май
4. Строевая подготовка – 10 часов
4.1.
4.2
4.3.
4.4.
4.5.
Одиночная строевая подготовка. Строй. Строевая
стойка. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь»,
«Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить»,
«Головные уборы – снять (надеть)». Повороты на месте
Одиночная строевая подготовка. Движение строевым
шагом. Изменение скорости движения
Одиночная строевая подготовка. Повороты в движении
1
Одиночная строевая подготовка. Отдание воинского
приветствия на месте и в движении вне строя
Одиночная строевая подготовка. Выход военнослужащего
из строя и постановка в строй. Подход к начальнику и
отход от него
1
1
1
1
16
4.6.
4.7.
4.8.
4.9.
4.10.
Развернутый и походный строи отделения. Построения,
перестроения, повороты, перемещения и выполнение
приемов с оружием. Выполнение воинского приветствия в
строю на месте и в движении
Строи взвода. Развернутый и походный строй взвода.
Построение,
выравнивание,
повороты
взвода.
Перестроения
взвода
из
одношереножного
в
двухшереножный
и
наоборот,
из
развернутого
двухшереножного строя - в колонну и наоборот.
Перестроение взвода в походном строю. Перемена
направления движения взвода в походном строю.
Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в
движении
Построение личного состава для проведения воинских
ритуалов. Вынос Государственного флага Российской
Федерации.
Исполнение
Государственного
гимна
Российской Федерации. Прохождение торжественным
маршем. Относ Государственного флага Российской
Федерации
Выполнение приемов "К БОЮ", "ВСТАТЬ". Перебежки и
переползания. Действия личного состава при внезапном
нападении противника. Команды, подаваемые для
передвижения личного состава в бою
Строевой смотр
1
1
1
1
1
5. Основы тактической подготовки – 18 часов
1
5.2.
Требования безопасности при проведении занятий по
тактической подготовке, возможные последствия их
нарушения. Обязанности курсантов по соблюдению
требований безопасности
Характеристика современного боя. Виды боевых действий
5.3.
Организация и боевые возможности мотострелкового
1
5.1.
1.
2.
1
3.
отделения
5.4.
Обязанности солдата в бою
1
5.5.
Выбор места для наблюдения и ведения огня (практика)
1
5.6.
Самоокапывание и маскировка под огнем противника.
Использование местных предметов и укрытий для ведения
огня (практика)
Способы передвижения солдата в бою: ускоренным шагом
(бегом), перебежками и переползанием (практика)
1
5.7.
1
4.
17
1
5.15.
Выдвижение к объекту атаки с преодолением
заграждений различными способами и атака (практика)
Уничтожение противника в траншеях огнем, гранатами и
в рукопашном бою (практика)
Основы управления в бою. Сигналы управления и
оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя,
порядок их подачи различными способами. Тренировка в
выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью
(теория и практика)
Ориентирование, выдерживание направления наступления
и обозначение своего положения (практика)
Действия солдата в обороне (в траншее, окопе) с началом
огневой подготовки и применением противником
зажигательного оружия (практика)
Тактико-технические характеристики основных образцов
вооружения, боевой техники и средств разведки
иностранных армий
Вооружение и боевая техника мотострелковых
подразделений Сухопутных войск Вооруженных Сил
Российской
Федерации,
их
назначение,
тактикотехнические характеристики
Тактическая игра на местности
2
зимой
5.16.
Тактическая игра на местности
2
летом
5.8.
5.9.
5.10.
5.11.
5.12.
5.13.
5.14.
1
1
1
1
1
1
6. Основы военной топографии – 4 часа.
6.1
Ориентирование на местности без карты. Сущность
ориентирования. Определение направлений на стороны
горизонта по компасу, признакам местных предметов.
Определение своего местоположения относительно
окружающих местных предметов (практика)
1
6.2.
Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный
азимут. Определение азимутов на местные предметы.
Подготовка данных для движения по азимуту.
Выдерживание указанного (намеченного) направления
движения и расстояния. Обход препятствий (практика)
Топографические карты, их назначение и краткая
характеристика. Основные элементы содержания карты.
Измерение расстояний по карте. Изучение участка
местности. Чтение карты по маршруту движения
Ориентирование на местности по карте. Ориентирование
карты по направлениям на стороны горизонта, на
ориентиры, по линейному ориентиру. Опознавание
1
6.3.
6.4.
1.
2.
1
1
3.
4.
18
ориентиров. Выход в пункт назначения (практика)
7.1.
7.2.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
8.6.
9.1
9.2.
9.3.
9.4.
10.1.
7. Основы психологической подготовки – 2 часа
Современный
бой и
его
влияние
на
психику военнослужащих.
Приемы психологической саморегуляции в экстремальных
ситуациях
8. Основы огневой подготовки – 10 часов.
Требования безопасности при обращении с оружием и
боеприпасами. Меры безопасности при проведении
стрельб в тире
Основы стрельбы из стрелкового оружия. Меткость
стрельбы и выбор цели. Выбор прицела и точки
прицеливания. Корректирование стрельбы
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
Общее устройство, принцип работы автоматики.
Порядок неполной разборки и сборки
Принадлежность к автомату. Порядок чистки и смазки
автомата. Порядок хранения автомата
Снаряжение магазина патронами и заряжание автомата.
Изготовка к стрельбе и производство стрельбы из
положения лежа с руки и с упора. Прекращение стрельбы,
разряжание и осмотр автомата после стрельбы
Практическая стрельба из пневматической винтовки
1
1
1
1
1
1
1
5
9. Основы военно-медицинской подготовки – 4 часа.
Личная и коллективная гигиена. Выполнение правил
1
гигиены в полевых условиях. Предупреждение
инфекционных заболеваний
Первая медицинская помощь при переломах костей,
1
вывихах и ушибах. Использование подручных средств для
иммобилизации при переломах костей
Первая
медицинская
помощь
при
ранениях
и
1
кровотечениях. Понятие о ране и классификация ран.
Виды кровотечений. Использование табельных и
подручных средств при остановке кровотечений.
Наложение повязок при различных ранениях.
Порядок транспортировки раненых
1
10. Основы безопасности жизнедеятельности – 4 часа.
Дорожное движение и его участники: пешеходы,
1
пассажиры, водители. Дорога и ее составные части.
Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила
безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила
безопасного поведения велосипедиста на дороге. Правила
безопасного поведения пассажиров на транспорте
19
10.2.
Причины
возникновения
пожаров
в
жилых
и
общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при
эксплуатации электробытовых и газовых приборов,
отопительных печей, применении источников открытого
огня. Правила безопасного поведения при пожаре в доме
(квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации
из горящего здания
1.
10.3.
2.
3.
Правила безопасного поведения на воде. Особенности
1
состояния водоемов в разное время года. Соблюдение
правил безопасности при купании в оборудованных и
необорудованных местах. Меры предосторожности при
движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи
терпящим бедствие на воде
Автономное существование человека в природе. Правила
1
безопасного поведения человека при вынужденном
автономном существовании в природных условиях.
Оборудование временного жилища (укрытия). Способы
добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы
бедствия
11. Радиационная, химическая и биологическая защита – 2 часа
Назначение и устройство фильтрующего противогаза и
1
респиратора.
Правила
пользования.
Отработка
практических нормативов по надеванию противогаза
Назначение, состав, надевание, снимание, укладка и
1
переноска общевойскового защитного комплекта (ОЗК)
12. Физическая подготовка - 111 часов
Разучивание и тренировка в выполнении 1 комплекса
1
вольных упражнений, положение наскока и соскока со
снаряда и действий у снарядов, упражнений на
гимнастической скамейке, стенке, тренажерах, в лазанье
по канату (шесту), упражнений с тяжестями
Разучивание и тренировка в выполнении упражнений: на
1
перекладине – подтягивание; на брусьях – сгибание и
разгибание рук в упоре; тренировка в выполнении
упражнений с тяжестями
Рукопашный бой
28
10.4.
11.1.
11.2.
12.1
12.2.
12.3.
12.5.
12.6
12.7.
Ускоренное передвижение. Начальное обучение технике
бега. Техника бега на короткие дистанции, старт, финиш.
Техника бега на средние и длинные дистанции
Ускоренное передвижение. Техника бега по пересеченной
местности
Лыжная подготовка. Обычный и бесшажный ходы.
Передвижение на лыжах до 5 км
1
2
2
2
4.
28 занятий
по 1 часу.
2 занятия по
1 часу
2 занятия по
1 часу
2 занятия по
1 часу
20
12.8.
Лыжная подготовка. Одношажный и двушажный ходы.
Передвижение на лыжах до 5 км
2
2 занятия по
1 часу
12.9.
Плавание. Проверка умения плавать на дистанцию 25 м.
Разучивание и тренировка в выполнении специальных
упражнений на суше и в воде. Обучение технике плавания
брассом
Плавание. Разучивание и тренировка в выполнении
стартов и поворотов. Совершенствование техники
плавания брассом на дистанцию 25-50 м
Обучение
технике
плавания
вольным
стилем.
Совершенствование техники плавания брассом. Плавание
избранным способом на 100 м
Комплексные занятия. Общефизическая подготовка:
2.
выполнение силовых упражнений на гимнастических
снарядах – подтягивание, подъем переворотом, сгибание и
разгибание рук в упоре на брусьях, поднимание ног к
перекладине; на силовых тренажерах, с тяжестями.
Тренировка в беге на 100 м и 1 км
2
2 занятия по
1 часу
2
2 занятия по
1 часу
2
2 занятия по
1 часу
33
3.
33 занятия
4.
по 1 часу
32
32 занятия по
1 часу
12.10
12.11
12.12
1.
12.13
Комплексные занятия. Проверка по упражнениям
физической подготовки. Марш-бросок на 5 км или лыжный
марш на 5 км, приемы рукопашного боя
Сдача норм ГТО
2 занятия по
1 часу
13. Специальная подготовка (по профилю военно-патриотического клуба) - 37 часов
12.14.
2
21
ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ГОД
37 недель по 6 часов ИТОГО:
222 часа.
ПРЕДМЕТЫ ОБУЧЕНИЯ:
I. ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА – 74 часа
1. Общественно-государственная подготовка – 11 часов:
1.1. Государственное устройство и государственные символы Российской
Федерации – 2 часа.
1.2. Военная история Отечества – 5 часов.
1.3. Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации – 1 час.
1.4. Порядок прохождения военной службы – 1 час.
1.5. Армия и культура – 2 часа.
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – 5 часов:
2.1. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации –
1 час.
2.2. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных
Сил Российской Федерации – 1 час.
2.3. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации – 1
час.
2.4. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации – 2 часа.
3. Летопись родного края (история Урала и Свердловской области) – 4 часа.
4. Строевая подготовка – 10 часов
5. Основы тактической подготовки – 18 часов.
6. Основы военной топографии – 4 часа.
7. Основы психологической подготовки – 2 часа.
8. Основы огневой подготовки – 10 часов.
9. Основы военно-медицинской подготовки – 4 часа.
10. Основы безопасности жизнедеятельности – 4 часа. 11. Радиационная,
химическая и биологическая защита – 2 часа.
II. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – 111 часов
1. Общефизическая подготовка – 79 часов
2. Рукопашный бой – 32 часа
III. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (ПО
ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА) - 37 часов.
ПРОФИЛЮ
ВОЕННО-
22
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2-й
год обучения)
№
п/п
Предмет обучения и тема занятий
Количество
часов
Примечание
1.
2.
3.
4.
1.Общественно-государственная подготовка – 11 часов
1.1. Государственное устройство и государственные символы Российской Федерации – 2 часа
1.1.1. Государственное устройство Российской Федерации.
1
Президент Российской Федерации – Верховный
Главнокомандующий
Вооруженными
Силами
Российской Федерации
1.1.2. Государственные и воинские символы Российской
1
Федерации
1.2. Военная история Отечества – 5 часов2
1.2.1. Дни воинской славы и памятные даты России
1
1.2.2.
Выдающиеся российские полководцы
1.2.3.
1.2.4.
Золотые звезды мужества (к Дню Героев Отечества)
1
декабрь
История великих побед российской армии
и
1
февраль
российского флота (к Дню защитника Отечества)
Награды периода Великой Отечественной (к Дню
1
май
Победы советского народа в Великой Отечественной
войне 1941 – 1945 годов)
1.3. Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации – 1 час
1.2.5.
1
1.3.1. Воинские звания и знаки различия военнослужащих
1
1.4 Порядок прохождения военной службы – 1 час
1.4.1. Высшие учебные заведения Министерства обороны
1
Российской Федерации. Порядок поступления.
Требования к кандидатам
1.5. Армия и культура – 2 часа
1.5.1. Вклад
российского
офицерского
корпуса
в
1
отечественную науку, литературу и музыку.
1.5.2. Кодекс чести российского офицера
1
2.1.1.
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – 5 часов
2.1. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации
Обязанности лиц суточного наряда
1
2.2. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации – 1 час
2.2.1. Применяемые поощрения и дисциплинарные взыскания,
1
налагаемые на военнослужащих
2.3. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской
Федерации – 1 час
2
Занятия по военной истории Отечества необходимо планировать и проводить в соответствии с календарем
юбилейных (памятных) дат военной истории России
23
2.3.1.
Назначение и задачи караульной службы
2.4.1.
2.4. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации – 2 часа.
Строи отделения, взвода в пешем порядке
1
2.4.2.
Таблица сигналов для управления строем
1
1
3.1.
3. Летопись родного края (история Урала и Свердловской области) – 4 часа
История промышленного Урала
1
3.2.
Природные памятники Урала
1
1.
3.3.
2.
История создания и боевой путь Уральского
добровольческого танкового корпуса
Соединения и части, сформированные на Урале в годы
Великой Отечественной войны
4. Строевая подготовка – 10 часов
Одиночная строевая подготовка. Строй. Строевая
стойка. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь»,
«Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить»,
«Головные уборы – снять (надеть)». Повороты на
месте
Одиночная строевая подготовка. Движение строевым
шагом. Изменение скорости движения
Одиночная строевая
подготовка. Повороты в
движении
Одиночная строевая подготовка. Отдание воинского
приветствия на месте и в движении вне строя
Одиночная
строевая
подготовка.
Выход
военнослужащего из строя и постановка в строй.
Подход к начальнику и отход от него
Развернутый
и
походный
строи
отделения.
Построения, перестроения, повороты, перемещения и
выполнение приемов с оружием. Выполнение воинского
приветствия в строю на месте и в движении
Строи взвода. Развернутый и походный строй взвода.
Построение,
выравнивание,
повороты
взвода.
Перестроения взвода из одношереножного в
двухшереножный и наоборот, из развернутого
двухшереножного строя - в колонну и наоборот.
Перестроение взвода в походном строю. Перемена
направления движения взвода в походном строю.
Выполнение воинского приветствия в строю на месте
и в движении
3.
1
4.
март
1
май
3.3.
4.1.
4.2
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
1
1
1
1
1
1
1
24
4.8.
4.9.
4.10.
5.1.
5.2.
Построение личного состава для проведения воинских
ритуалов. Вынос Государственного флага Российской
Федерации. Исполнение Государственного гимна.
Прохождение торжественным маршем. Относ
Государственного флага Российской Федерации
Выполнение приемов "К БОЮ", "ВСТАТЬ". Перебежки
и переползания. Действия личного состава при
внезапном нападении противника. Команды,
подаваемые для передвижения личного состава в бою
Строевой смотр
1
1
1
5. Основы тактической подготовки – 18 часов
Требования безопасности при проведении занятий по
1
тактической подготовке, возможные последствия их
нарушения. Обязанности курсантов по соблюдению
требований безопасности
Переход к обороне вне соприкосновения с противником
1
и ведение оборонительного боя. Занятие отделением
указанной позиции и ее оборудование (практика)
1.
2.
3.
5.3.
Действия отделения при нанесении противником
ядерного удара и во время огневой подготовки.
Уничтожение атакующих танков, бронированных
машин и пехоты противника. Смена позиции
(практика)
Действия отделения при наступлении из положения
непосредственного соприкосновения с противником.
Переход в атаку и овладение объектом атаки
(практика)
Действия отделения при подготовке и ведения
наступления с ходу. Развертывание в цепь с
преодолением
минно-взрывных
заграждений
и
участков, обстреливаемых пулеметно-артиллерийским
огнем (практика)
Действия дозорного отделения на маршруте движения
днем (практика)
Действия дозорного отделения при прохождении
теснин, мостов, при преодолении водной преграды
(практика)
Действия дозорного отделения на маршруте движения
ночью. Ориентирование и порядок движения с
соблюдением светомаскировки
Действия дозорного отделения при обнаружении
минированных и зараженных участков маршрута
(практика)
1
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.
5.8.
5.9.
1
1
1
1
1
1
4.
25
1
5.15.
Действия дозорного отделения при встрече с
противником (практика)
Выбор, занятие и маскировка места для наблюдения.
Изучение наблюдателем местности, местных
предметов и противника (практика)
Составление схемы местности, обнаружение целей,
нанесение данных на схему и доклад о результатах
наблюдения
Организация и тактика действий подразделений
иностранных армий
Разведывательные
признаки
расположения
противника на местности и подготовки его к боевым
действиям
Тактическая игра на местности
2
зимой
5.16.
Тактическая игра на местности
2
летом
5.10.
5.11.
5.12.
5.13.
5.14.
1
1
1
1
6. Основы военной топографии – 4 часа.
6.1
6.2.
6.3.
Топографические карты, их назначение и краткая
характеристика. Основные элементы содержания
карты. Измерение расстояний по карте. Изучение
участка местности. Чтение карты по маршруту
движения
Движение по азимуту днем. Порядок обхода
препятствий (практика)
Движение по азимуту ночью. Порядок обхода
препятствий (практика)
1
1
1
1.
6.4.
2.
3.
Определение направлений на стороны горизонта днем и
1
ночью по небесным светилам (практика)
7. Основы психологической подготовки – 2 часа
7.1.
Боевой стресс и его психологические последствия
1
7.2.
Психологические
операции
противника, способы
противодействия им
8. Основы огневой подготовки – 10 часов.
1
8.1.
Требования безопасности при обращении с оружием и
боеприпасами. Меры безопасности при проведении
стрельб в тире
Основы стрельбы из стрелкового оружия. Меткость
стрельбы и выбор цели. Выбор прицела и точки
прицеливания. Корректирование стрельбы
Совершенствование навыков в неполной разборке и
сборке автомата Калашникова и снаряжении
магазина.
1
8.2.
8.3.
4.
1
2
2 занятия по 1
часу
26
8.4.
8.5.
Принадлежность к автомату. Порядок чистки и
смазки автомата. Порядок хранения оружия
Практическая стрельба из пневматической винтовки
1
5
5 занятий по 1
часу
9. Основы военно-медицинской подготовки – 4 часа.
9.1
9.2.
9.2.
9.3.
9.4.
Личная и коллективная гигиена. Выполнение правил
гигиены в полевых условиях. Предупреждение
инфекционных заболеваний
Первая медицинская помощь при ранениях и
кровотечениях. Понятие о ране и классификация ран.
Виды кровотечений. Использование табельных и
подручных средств при остановке кровотечений.
Наложение повязок при различных ранениях: в голову, в
грудную клетку, в верхние и нижние конечности
Первая медицинская помощь при переломах костей,
вывихах и ушибах. Использование подручных средств
для иммобилизации при переломах костей
Признаки биологической и клинической смерти.
Техника проведения искусственного дыхания и
непрямого массажа сердца
Порядок транспортировки раненых
1
1
1
1
10. Основы безопасности жизнедеятельности – 4 часа.
10.1.
10.2.
10.3.
10.4.
11.1.
1.
11.2.
Правила
безопасного поведения
в
1
криминогенных ситуациях
Чрезвычайные ситуации природного характера, их
1
последствия и правила безопасного поведения
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их
1
последствия и правила безопасного поведения
Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при
1
эвакуации
11. Радиационная, химическая и биологическая защита – 2 часа
Практическая отработка нормативов по надеванию
противогаза и общевойскового защитного комплекта
(ОЗК)
2.
Сигналы оповещения о радиоактивном, химическом и
бактериологическом (биологическом) заражении и их
подача различными средствами
12. Физическая подготовка - 111 часов
1
3.
1
4.
27
12.1.
Комплексные занятия. Общефизическая подготовка: 41
выполнение силовых упражнений на гимнастических
снарядах – подтягивание, подъем переворотом,
сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях,
поднимание ног к перекладине; на силовых
тренажерах, с тяжестями. Тренировка в беге на 100 м
и 1 км.
Рукопашный бой
41 занятие по
1 часу
32 занятия по
1 часу.
12.4 Плавание. Совершенствование техники плавания 10
10 занятий по
Плавание избранным способом на 100 м
1 часу
12.5. Марш-бросок на 5 км или лыжный марш на 5 км
26
26 занятий по
1 часу
12.6 Сдача норм ГТО
2
2 занятия по 1
часу
13. Специальная подготовка (по профилю военно-патриотического клуба) - 37 часов
12.3.
32
28
ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД
37 недель по 6 часов ИТОГО:
222 часа.
ПРЕДМЕТЫ ОБУЧЕНИЯ:
I. ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА – 56 часов
1. Общественно-государственная подготовка – 11 часов:
1.1. Государственное устройство и государственные символы Российской
Федерации – 2 часа.
1.2. Военная история Отечества – 5 часов.
1.3. Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации – 1 час.
1.4. Порядок прохождения военной службы – 1 час.
1.5. Армия и культура – 2 часа.
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – 5 часов:
2.1. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации –
1 час.
2.2. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных
Сил Российской Федерации – 1 час.
2.3. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации – 1
час.
2.4. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации – 2 часа.
3. Летопись родного края (История Урала и Свердловской области) – 4 часа.
4. Строевая подготовка – 12 часов
5. Основы военной топографии – 4 часа.
6. Основы огневой подготовки – 10 часов.
7. Основы военно-медицинской подготовки – 4 часа.
8. Основы безопасности жизнедеятельности – 4 часа. 9. Радиационная,
химическая и биологическая защита – 2 часа.
II. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – 111 часов
1. Общефизическая подготовка – 79 часов
2. Рукопашный бой – 32 часа
III. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (ПО
ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА) - 55 часов.
ПРОФИЛЮ
ВОЕННО-
29
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (3-й
год обучения)
№
п/п
Предмет обучения и тема занятий
1.
2.
Количество Примечание
часов
3.
4.
1.Общественно-государственная подготовка – 11 часов
1.1. Государственное устройство и государственные символы Российской Федерации – 2 часа
1.1.1. Федеративное устройство Российской Федерации
1
1.1.2.
1.2.1.
1.2.2.
1.2.3.
1.2.4.
1.2.5.
1.3.1.
1.4.1.
1.5.1.
1.5.2.
Ответственность за совершение преступлений против
военной службы (раздел. XI УК РФ) и против мира и
безопасности человечества (раздел XII УК РФ).
1.2. Военная история Отечества – 5 часов3
История российского офицерского корпуса
1
1
Российская армия в локальных войнах и вооруженных
1
конфликтах ХХ-ХХI веков
Выдающиеся российские конструкторы вооружения и
1
военной техники
История великих побед российской армии и российского
1
февраль
флота (к Дню защитника Отечества)
Полководцы Великой Победы (к Дню Победы советского
1
май
народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.)
1.3. Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации – 1 час
Международная
(миротворческая) деятельность
1
Вооруженных Сил Российской Федерации
1.4 Порядок прохождения военной службы – 1 час
Правовые основы прохождения военной службы по
1
призыву и по контракту
1.5. Армия и культура – 2 часа
Образ защитника Отечества в
отечественной
1
кинематографии
Российские военные марши
1
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – 5 часов
2.1.1.
2.1. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации
Общие обязанности военнослужащих
1
2.2. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации – 1 час
2.2.1. Порядок обращения военнослужащих с предложениями,
1
заявлениями и жалобами
2.3. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской
Федерации – 1 час
3
Занятия по военной истории Отечества необходимо планировать и проводить в соответствии с календарем
юбилейных (памятных) дат военной истории России
30
2.3.1.
2.4.1.
2.4.2.
Права и обязанности лиц караула
1
2.4. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации – 2 часа.
Способы и приемы передвижения личного состава
1
подразделений в бою при действиях в пешем порядке
Строевой смотр роты, батальона и полка
1
3. Летопись родного края (история Урала и Свердловской области) – 4 часа
1.
2.
3.
4.
3.1.
Символы Свердловской области
1
3.2.
История и культура народов Урала
1
3.3.
Уральский добровольческий танковый корпус в боях за
Родину
Наши земляки – полководцы Великой Отечественной
1
март
1
май
3.3.
4. Строевая подготовка – 12 часов
4.1.
4.2
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
Одиночная строевая подготовка. Строй. Строевая
стойка. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь»,
«Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить»,
«Головные уборы – снять (надеть)». Повороты на
месте
Одиночная строевая подготовка. Движение строевым
шагом. Изменение скорости движения
Одиночная строевая подготовка. Повороты в движении
1
Одиночная строевая подготовка. Отдание воинского
приветствия на месте и в движении вне строя
Одиночная
строевая
подготовка.
Выход
военнослужащего из строя и постановка в строй.
Подход к начальнику и отход от него
Развернутый
и
походный
строи
отделения.
Построения, перестроения, повороты, перемещения и
выполнение приемов с оружием. Выполнение воинского
приветствия в строю на месте и в движении
Строи взвода. Развернутый и походный строй взвода.
Построение,
выравнивание,
повороты
взвода.
Перестроения
взвода
из
одношереножного
в
двухшереножный и наоборот, из развернутого
двухшереножного строя - в колонну и наоборот.
Перестроение взвода в походном строю. Перемена
направления движения взвода в походном строю.
Выполнение воинского приветствия в строю на месте и
в движении
1
1
1
1
1
2
2 занятия о 1
часу
31
4.8.
4.9.
4.10.
Построение личного состава для проведения воинских
ритуалов. Вынос Государственного флага Российской
Федерации. Исполнение Государственного гимна.
Прохождение торжественным маршем. Относ
Государственного флага Российской Федерации
Выполнение приемов "К БОЮ", "ВСТАТЬ". Перебежки и
переползания. Действия личного состава при внезапном
нападении противника. Команды, подаваемые для
передвижения личного состава в бою
Строевой смотр
1
1
2
2 занятия по
1 часу
5. Основы военной топографии – 4 часа.
5.1
5.2.
Топографические карты, их назначение и краткая
характеристика. Основные элементы содержания
карты. Измерение расстояний по карте. Изучение
участка местности. Чтение карты по маршруту
движения
Движение по азимуту днем. Порядок обхода
1.
2.
1
1
3.
4.
препятствий (практика)
5.3.
5.4.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5
9.1
Движение по азимуту ночью. Порядок обхода
препятствий (практика)
Определение направлений на стороны горизонта днем и
ночью по небесным светилам (практика)
6. Основы огневой подготовки – 10 часов.
Требования безопасности при обращении с оружием и
боеприпасами. Меры безопасности при проведении
стрельб в тире
Основы стрельбы из стрелкового оружия. Меткость
стрельбы и выбор цели. Выбор прицела и точки
прицеливания. Корректирование стрельбы
Совершенствование навыков в неполной разборке и
сборке автомата Калашникова и снаряжении магазина
Принадлежность к автомату. Порядок чистки и смазки
автомата. Порядок хранения оружия
Практическая стрельба из пневматической винтовки
1
1
1
1
2
2 занятия по
1 часу
1
5
7. Основы военно-медицинской подготовки – 4 часа.
Личная и коллективная гигиена. Выполнение правил
1
гигиены в полевых условиях. Предупреждение
инфекционных заболеваний
5 занятий по
1 часу
32
9.2.
9.2.
9.3.
9.4.
10.1.
10.2.
10.3.
10.4.
1.
11.1.
12.1.
12.3.
12.4
12.5.
Первая медицинская помощь при ранениях и
кровотечениях. Понятие о ране и классификация ран.
Виды кровотечений. Использование табельных и
подручных средств при остановке кровотечений.
Наложение повязок при различных ранениях: в голову, в
грудную клетку, в верхние и нижние конечности
Первая медицинская помощь при переломах костей,
вывихах и ушибах. Использование подручных средств
для иммобилизации при переломах костей
Признаки биологической и клинической смерти. Техника
проведения искусственного дыхания и непрямого
массажа сердца
Порядок транспортировки раненых
1
1
1
8. Основы безопасности жизнедеятельности – 4 часа.
Единая государственная система предупреждения и
1
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера, их
1
последствия и правила безопасного поведения
Пожары
и
взрывы,
их
1
характеристика, пожаровзрывоопасные
объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и
взрывах
Промышленные аварии с выбросом опасных химических
1
веществ. Химически опасные объекты производства.
Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их
характеристика и поражающие факторы. Защита
населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при
авариях с выбросом опасного химического вещества
2.
3.
4.
9. Радиационная, химическая и биологическая защита – 2 часа
Практическая отработка нормативов по надеванию
2
2 занятия по
противогаза и общевойскового защитного комплекта
1 часу
(ОЗК).
10. Физическая подготовка - 111 часов
Комплексные занятия. Общефизическая подготовка: 41
41 занятие по
выполнение силовых упражнений на гимнастических
1 часу
снарядах – подтягивание, подъем переворотом,
сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях,
поднимание ног к перекладине; на силовых тренажерах,
с тяжестями. Тренировка в беге на 100 м и 1 км
32 занятия
Рукопашный бой
32
по 1 часу.
Плавание. Совершенствование техники
плавания 10
10 занятий по
1 часу
Плавание избранным способом на 100 м
Марш-бросок на 5 км или лыжный марш на 5 км
26
26 занятий по
1 часу
33
2 занятия по
1 часу
11. Специальная подготовка (по профилю военно-патриотического клуба) - 55 часов
12.6
Сдача норм ГТО
2
Формы контроля
При реализации данной типовой программы предусмотрены следующие
виды контроля:
Предварительный
контроль (проводится
на
первых
занятиях) – определение начальной подготовленности курсанта. Проводится в
форме анкетирования (тестирования) и сдачи нормативов по физической
подготовке.
Текущий контроль – определение уровня усвоения содержания программы.
Формы
контроля: наблюдение,
индивидуальные задания, участие
в соревнованиях.
Итоговый контроль (проводится в конце каждого учебного года) –
проверка уровня подготовки курсантов на итоговых занятиях. Итоговые занятия
могут проводиться в форме зачетов, сдачи нормативов, внутриклубных
соревнований, полевых выходов.
Кроме того, ВПК, занимающиеся по данной типовой программе,
принимают участие в муниципальных, окружных (на уровне управленческого
округа) и областных соревнованиях, которые проводятся в соответствии с
календарными планами патриотического воспитания.