Рабочая программа курса внеурочной деятельности ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИКИ

Рабочая программа составлена с целью подготовки обучающихся 9 класса к сдаче
ОГЭ по физике
в соответствии со спецификацией контрольных измерительных
материалов для проведения в 2025 году основного государственного экзамена по физике
(подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«Федеральный институт педагогических измерений»).
В программе разбираются как задания базового уровня сложности, проверяющие
знания и умения, предусмотренные стандартом базового уровня, так и задания
повышенного и высокого уровней сложности, проверяющие знания и умения,
предусмотренные стандартом профильного уровня. Прохождение программы нацелено на
успешное овладение учащимися умений решать задачи, характерные для основного
государственного экзамена по физике.
Цели:
 подготовка учеников 9 класса к успешной (пройти порог) сдаче экзамена.
 освоение и систематизация естественнонаучных знаний, относящихся к основным
теориям курса физики 7-9 классов;
 овладение умениями применять приобретенные знания по физике для решения
практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного
использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и
охраны окружающей среды;
Решаемые задачи:
развить научное мышление;

сформировать умение самостоятельно приобретать, систематизировать и

применять знания;
овладеть школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях,

законах, теориях, о современной научной картине мира;
сформировать познавательный интерес к изучению физики и технике,

развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Направленность данной программы заключается в реализации системы
естественнонаучных знаний в 9 классе посредством практической деятельности учащихся,
что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного
познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической
картине мира.
Актуальность данной программы заключается в мотивации обучающихся
осознанного выбора будущей профессии. Правильное понимание физики и методов ее
изучения позволяют учащемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления
обучения. На сегодняшний день данная задача стоит особо остро, поскольку в стране есть
необходимость в стабильном притоке молодых специалистов в области высоких
наукоемких технологий.
На прохождения программы отведено 1 час в неделю, 34 час в год.
Программа предполагает как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую
физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории;


в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение
управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:

использование умений и навыков различных видов познавательной
деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный
анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей
действительности;

использование основных интеллектуальных операций: формулирование
гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации целей и применять их на практике;

использование различных источников для получения физической
информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от
целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты:

давать определения изученным понятиям;

называть основные положения изученных теорий и гипотез;

описывать
демонстрационные
и
самостоятельно
проведенные
эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;

классифицировать изученные объекты и явления;

делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических
закономерностей, прогнозировать возможные результаты;

структурировать изученный материал;

интерпретировать физическую информацию, полученную из других
источников;

применять приобретенные знания по физике для решения практических
задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых
технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей
среды;

анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с использованием физических
процессов;

в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;

в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах,
связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
Формы контроля
В течение учебного года запланирован тематический контроль знаний в виде
самостоятельных работ и тестов.
Содержание
Содержание составлено согласно разделению заданий по основным
содержательным разделам (темам) курса физики. Программа включает 4 раздела:
механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления.
Каждый раздел включает этапы решения типовых задач согласно обобщенному плану

варианта КИМ 2018 года для ГИА выпускников 9 классов по физике, подразумевающие
классификацию заданий по трем уровням сложности.
Механические явления
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь.
Перемещение. Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость. Равномерное
прямолинейное движение. Зависимость координаты тела от времени в случае
равноускоренного прямолинейного движения. Свободное падение. Движение по
окружности. Масса. Плотность вещества. Явление инерции. Законы Ньютона. Трение
покоя и трение скольжения. Закон Гука. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения
импульса для замкнутой системы тел. Работа силы. Механическая мощность.
Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Момент
силы. Давление твердого тела. Давление газа. Атмосферное давление. Гидростатическое
давление внутри жидкости. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Механические колебания.
Амплитуда, период и частота колебаний. Длина волны и скорость распространения волны.
Тепловые явления
Тепловое движение атомов и молекул. Связь температуры вещества со скоростью
хаотического движения частиц. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие
молекул. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы
изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция,
излучение. Нагревание и охлаждение тел. Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Уравнение теплового баланса.
Испарение и конденсация. Изменение внутренней энергии в процессе испарения и
конденсации. Кипение жидкости. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха
Плавление и кристаллизация. Изменение внутренней энергии при плавлении и
кристаллизации. Удельная теплота плавления. Тепловые машины. Преобразование
энергии в тепловых машинах. Внутренняя энергия сгорания топлива. Удельная теплота
сгорания топлива:
Электромагнитные явления
Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники
и диэлектрики. Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Электрическое
сопротивление. Удельное электрическое сопротивление. Закон Ома для участка
электрической цепи. Последовательное соединение проводников. Смешанные соединения
проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Опыт
Эрстеда. Магнитное поле прямого проводника с током. Линии магнитной индукции.
Электромагнит. Магнитное поле постоянного магнита. Взаимодействие постоянных
магнитов. Опыт Ампера. Действие магнитного поля на проводник с током. Направление и
модуль силы Ампера. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Переменный
электрический ток. Электромагнитные колебания и волны. Шкала электромагнитных
волн. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Дисперсия света.
Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптические приборы.
Квантовые явления
Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Ядерные реакции

Тематическое планирование
№ Раздел
1
Механические явления
2
Тепловые явления
3
Электромагнитные явления
4
Квантовые явления
Резерв 2 часа
ИТОГО 34 часа
№

Количество часов
12
8
10
2

Тема занятий

Физические понятия. Физические величины, их единицы и
приборы для измерения.
Механическое движение. Равномерное и равноускоренное
2.
движение. Свободное падение. Движение по окружности.
Механические колебания и волны
Законы Ньютона. Силы в природе
3.
Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии.
4.
Механическая работа и мощность. Простые механизмы.
Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Плотность
5.
вещества
Физические явления и законы в механике. Анализ
6.
процессов
Механические явления (расчетная задача)
7.
Зачет по теме «Механические явления»
8.
Тепловые явления
9.
10. Физические явления и законы. Анализ процессов
11. Тепловые явления (расчетная задача)
12. Зачет по теме «Молекулярная физика»
13. Электризация тел.
14. Постоянный ток
15. Магнитное поле. Электромагнитная индукция
16. Электромагнитные колебания и волны. Элементы оптики
17. Зачет по теме «Электродинамика»
18. Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав атомного
ядра. Ядерные реакции
Резерв 2 часа
ИТОГО 34 часа

1.

№ п/п
1
2
3
4
5

Количество
часов
1
2

2
2
2
1
1
1
2
2
2
2
1
4
2
2
1
2

Календарно-тематическое планирование работы
Содержание работы
Дата
Выявление учащихся, желающих сдавать физику
сентябрь
Повторение темы: физические понятия, приборы, точность и
сентябрь
погрешность измерений
Механическое движение, повторение курса 7-8 класса,
сентябрь,
подготовка к пробному ОГЭ
октябрь
Равноускоренное движение, свободное падение, движение
октябрь
по окружности
Тематический контроль по теме «Кинематика»
конец октября

6
7
8
9

Динамика. Законы Ньютона. Силы в природе.
Практические работы по механике
Колебания. Волны Звук
Тренировочные тесты за 2017 год

10
11

Импульс. Энергия. Законы сохранения. Работа и мощность
Повторение 7 класса. Давление. Закон Паскаля. Сила
Архимеда. Практические работы на определение плотности
и на закон Архимеда.
Повторение темы «Электрический ток». Работа с
электрическими приборами. Тематическое тестирование
Подготовка к пробному тестированию и пробное
тестирование
Демо-16. Демо – 17, 18

12
13
14
15
16
17
18
19

Электромагнитные явления
Решение задач по теме «Электрические и электромагнитные
явления»
Работа с текстами. Учить внимательно читать и выбирать
главное из содержания.
Строение атома. Ядерная физика. Демо-19, 20
Решение тестов, разбор сложных заданий по группам.
Индивидуальная работа с «сильными» учащимися

ноябрь
ноябрь-декабрь
декабрь
Задание на
каникулы
январь
февраль
март
март
Задание на
каникулы
апрель
апрель
апрель
май
Май
Июнь


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».