Рабочая программа составлена с целью подготовки обучающихся 9 класса к сдаче
ОГЭ по физике
в соответствии со спецификацией контрольных измерительных
материалов для проведения в 2025 году основного государственного экзамена по физике
(подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«Федеральный институт педагогических измерений»).
В программе разбираются как задания базового уровня сложности, проверяющие
знания и умения, предусмотренные стандартом базового уровня, так и задания
повышенного и высокого уровней сложности, проверяющие знания и умения,
предусмотренные стандартом профильного уровня. Прохождение программы нацелено на
успешное овладение учащимися умений решать задачи, характерные для основного
государственного экзамена по физике.
Цели:
подготовка учеников 9 класса к успешной (пройти порог) сдаче экзамена.
освоение и систематизация естественнонаучных знаний, относящихся к основным
теориям курса физики 7-9 классов;
овладение умениями применять приобретенные знания по физике для решения
практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного
использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и
охраны окружающей среды;
Решаемые задачи:
развить научное мышление;
сформировать умение самостоятельно приобретать, систематизировать и
применять знания;
овладеть школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях,
законах, теориях, о современной научной картине мира;
сформировать познавательный интерес к изучению физики и технике,
развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Направленность данной программы заключается в реализации системы
естественнонаучных знаний в 9 классе посредством практической деятельности учащихся,
что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного
познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической
картине мира.
Актуальность данной программы заключается в мотивации обучающихся
осознанного выбора будущей профессии. Правильное понимание физики и методов ее
изучения позволяют учащемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления
обучения. На сегодняшний день данная задача стоит особо остро, поскольку в стране есть
необходимость в стабильном притоке молодых специалистов в области высоких
наукоемких технологий.
На прохождения программы отведено 1 час в неделю, 34 час в год.
Программа предполагает как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую
физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение
управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
использование умений и навыков различных видов познавательной
деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный
анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей
действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование
гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации целей и применять их на практике;
использование различных источников для получения физической
информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от
целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты:
давать определения изученным понятиям;
называть основные положения изученных теорий и гипотез;
описывать
демонстрационные
и
самостоятельно
проведенные
эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических
закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
структурировать изученный материал;
интерпретировать физическую информацию, полученную из других
источников;
применять приобретенные знания по физике для решения практических
задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых
технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей
среды;
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с использованием физических
процессов;
в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах,
связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
Формы контроля
В течение учебного года запланирован тематический контроль знаний в виде
самостоятельных работ и тестов.
Содержание
Содержание составлено согласно разделению заданий по основным
содержательным разделам (темам) курса физики. Программа включает 4 раздела:
механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления.
Каждый раздел включает этапы решения типовых задач согласно обобщенному плану
варианта КИМ 2018 года для ГИА выпускников 9 классов по физике, подразумевающие
классификацию заданий по трем уровням сложности.
Механические явления
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь.
Перемещение. Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость. Равномерное
прямолинейное движение. Зависимость координаты тела от времени в случае
равноускоренного прямолинейного движения. Свободное падение. Движение по
окружности. Масса. Плотность вещества. Явление инерции. Законы Ньютона. Трение
покоя и трение скольжения. Закон Гука. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения
импульса для замкнутой системы тел. Работа силы. Механическая мощность.
Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Момент
силы. Давление твердого тела. Давление газа. Атмосферное давление. Гидростатическое
давление внутри жидкости. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Механические колебания.
Амплитуда, период и частота колебаний. Длина волны и скорость распространения волны.
Тепловые явления
Тепловое движение атомов и молекул. Связь температуры вещества со скоростью
хаотического движения частиц. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие
молекул. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы
изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция,
излучение. Нагревание и охлаждение тел. Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Уравнение теплового баланса.
Испарение и конденсация. Изменение внутренней энергии в процессе испарения и
конденсации. Кипение жидкости. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха
Плавление и кристаллизация. Изменение внутренней энергии при плавлении и
кристаллизации. Удельная теплота плавления. Тепловые машины. Преобразование
энергии в тепловых машинах. Внутренняя энергия сгорания топлива. Удельная теплота
сгорания топлива:
Электромагнитные явления
Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники
и диэлектрики. Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Электрическое
сопротивление. Удельное электрическое сопротивление. Закон Ома для участка
электрической цепи. Последовательное соединение проводников. Смешанные соединения
проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Опыт
Эрстеда. Магнитное поле прямого проводника с током. Линии магнитной индукции.
Электромагнит. Магнитное поле постоянного магнита. Взаимодействие постоянных
магнитов. Опыт Ампера. Действие магнитного поля на проводник с током. Направление и
модуль силы Ампера. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Переменный
электрический ток. Электромагнитные колебания и волны. Шкала электромагнитных
волн. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Дисперсия света.
Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптические приборы.
Квантовые явления
Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Ядерные реакции
Тематическое планирование
№ Раздел
1
Механические явления
2
Тепловые явления
3
Электромагнитные явления
4
Квантовые явления
Резерв 2 часа
ИТОГО 34 часа
№
Количество часов
12
8
10
2
Тема занятий
Физические понятия. Физические величины, их единицы и
приборы для измерения.
Механическое движение. Равномерное и равноускоренное
2.
движение. Свободное падение. Движение по окружности.
Механические колебания и волны
Законы Ньютона. Силы в природе
3.
Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии.
4.
Механическая работа и мощность. Простые механизмы.
Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Плотность
5.
вещества
Физические явления и законы в механике. Анализ
6.
процессов
Механические явления (расчетная задача)
7.
Зачет по теме «Механические явления»
8.
Тепловые явления
9.
10. Физические явления и законы. Анализ процессов
11. Тепловые явления (расчетная задача)
12. Зачет по теме «Молекулярная физика»
13. Электризация тел.
14. Постоянный ток
15. Магнитное поле. Электромагнитная индукция
16. Электромагнитные колебания и волны. Элементы оптики
17. Зачет по теме «Электродинамика»
18. Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав атомного
ядра. Ядерные реакции
Резерв 2 часа
ИТОГО 34 часа
1.
№ п/п
1
2
3
4
5
Количество
часов
1
2
2
2
2
1
1
1
2
2
2
2
1
4
2
2
1
2
Календарно-тематическое планирование работы
Содержание работы
Дата
Выявление учащихся, желающих сдавать физику
сентябрь
Повторение темы: физические понятия, приборы, точность и
сентябрь
погрешность измерений
Механическое движение, повторение курса 7-8 класса,
сентябрь,
подготовка к пробному ОГЭ
октябрь
Равноускоренное движение, свободное падение, движение
октябрь
по окружности
Тематический контроль по теме «Кинематика»
конец октября
6
7
8
9
Динамика. Законы Ньютона. Силы в природе.
Практические работы по механике
Колебания. Волны Звук
Тренировочные тесты за 2017 год
10
11
Импульс. Энергия. Законы сохранения. Работа и мощность
Повторение 7 класса. Давление. Закон Паскаля. Сила
Архимеда. Практические работы на определение плотности
и на закон Архимеда.
Повторение темы «Электрический ток». Работа с
электрическими приборами. Тематическое тестирование
Подготовка к пробному тестированию и пробное
тестирование
Демо-16. Демо – 17, 18
12
13
14
15
16
17
18
19
Электромагнитные явления
Решение задач по теме «Электрические и электромагнитные
явления»
Работа с текстами. Учить внимательно читать и выбирать
главное из содержания.
Строение атома. Ядерная физика. Демо-19, 20
Решение тестов, разбор сложных заданий по группам.
Индивидуальная работа с «сильными» учащимися
ноябрь
ноябрь-декабрь
декабрь
Задание на
каникулы
январь
февраль
март
март
Задание на
каникулы
апрель
апрель
апрель
май
Май
Июнь