Паспорт Программы родительского просвещения на 2023-2026 г.г. № п.п. Сведения об учреждении: Тема 1. Полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с Уставом) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» р.п. Пашия 2. Ф.И.О. директора Л.В. Мельникова Ф.И.О. заместителя директора по учебной работе Чубукова Т.И. Ф.И.О. заместителя директора по воспитательной работе Рябчикова Е.А. 3. Почтовый адрес образовательного учреждения 618824, Пермский край, Горнозаводский р-он, р.п. Пашия, ул. Ленина, 16 4. Контактный телефон 8-342-693-93-71 Основание для разработки Программы Программа родительского просвещения на 2023-2026 г.г. разработана в соответствии с: - Конвенцией «О правах ребёнка»; - №223 - ФЗ «Семейным кодексом Российской Федерации», - Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - Законом РФ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями); - Законом РФ от 21.12.96 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями); - Законом РФ от 20.05.99 г. № 120 -ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями); Исполнители основных - Законом РФ от 24.04. 2018 г. №48 -ФЗ «Об опеке и попечительстве» Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - Администрация муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средней Общеобразовательной школы» р.п. Пашия мероприятий - Общее собрание работников; Программы - Педагогический совет; - Родительский комитет школы. Содержание программы Содержание проблемы семейного воспитания и обоснование необходимости её решения программными средствами: Программа определяет основные пути развития системы семейного воспитания детей и подростков в МАОУ «СОШ» р.п. Пашия. Актуальность определяется сложностью темы, т.к. социально - педагогические данные свидетельствуют о разрушении традиционного семейного уклада, снижении жизненного уровня и социальной защищенности большинства семей, чрезмерной занятости родителей и, вследствие этого, повышении напряженности в семьях. Статистика указывает на ухудшение состояния здоровья детей, рост случаев социального сиротства и домашнего насилия. Это все становится сдерживающим фактором для развития школы. В нестабильной социальной обстановке школа призвана стать хранилищем гуманных отношений, лидером в формировании ценностей и образцом социального сотрудничества в интересах каждой личности. Миссия современной школы состоит, в том числе, и в том, чтобы быть школой демократии, гуманизма и сотрудничества не только для детей, но и для родителей. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания ребёнка в школе. В эти годы ребёнок ещё очень тесно связан с семьёй, он ещё не приобрёл нужной способности к самоуправлению своими чувствами, своим поведением и пока ещё пытается, конечно, неосознанно, искать в школе то, что он имеет или не имеет, но очень нуждается - семью. Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Родители, как правило, не знают типологических закономерностей возрастного развития детей, они зачастую не умеют правильно налаживать отношения с детьми в тех или иных ситуациях, они теряются, когда у детей возникают те или иные трудности в учёбе, в общении со сверстниками и т.д. Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, которые они смогут использовать на доступном им уровне. Необходимо познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие. Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все участники образовательного процесса только выиграют от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, будут активно сотрудничать со школой. Школа обязана помочь родителям в этом отношении, став для них центром психологопедагогического просвещения. Содержание понятия «педагогическая культура». Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи. Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знание о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществление воспитательной деятельности; продуктивную связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа). Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. От деятельности взрослых, и прежде всего родителей, во многом зависит создание того педагогически целесообразного комплекса условий, который играет решающую роль в формировании и развитии личности, в изменении в воспитательных целях микросреды ребенка. Проблема организации единого целенаправленного процесса воспитания с момента рождения ребенка до его гражданской зрелости в настоящее время становится весьма злободневной. Недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к самотеку и стихийности формирования личности ребенка. Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Эта деятельность становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной идейной и нравственной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Соответствие субъективного фактора объективным условиям сознательного и стихийного влияния на ребенка является законом эффективности процесса формирования личности. Успех воспитания обеспечивается при условии, если оно соответствует установкам и требованиям общества, предъявляемым к воспитательному процессу, его содержанию и целям. Известно, что воспитание как целенаправленная деятельность взрослых зависит от целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры родителей, их опыта социального общения, семейных традиций и т.д. Важнейшее место среди них занимает педагогическая культура родителей. Повышение педагогической культуры родителей - важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Педагогическая культура родителей - это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей Цель и задачи Программы: Цель программы: повышение уровня компетентности родителей в вопросах образования, воспитания и развития личности ребенка. Задачи: Развитие нормативно-правовой базы в сфере семейного воспитания учащихся в школе. Создание благоприятных условий для взаимодействия образовательного учреждения с родителями (законными представителями) учащихся. Разработка и внедрение в практику работы учреждения образования Плана социально педагогического и психологического просвещения родителей (законных представителей) с целью повышения общей педагогической и психологической культуры родителей (законных представителей). 5 Социальная защита и поддержка семей учащихся. Предупреждение и профилактика асоциального поведения учащихся в школе и вне школы. Принципы организации работы с родителями В основу программы легли важнейшие принципы повышения педагогической культуры родителей: 1. Принцип систематичности и последовательности. Программа представляет собой целенаправленное систематическое педагогическое просвещение родителей, руководство педагогическим самообразованием родителей и вовлечение их в деятельность по воспитанию детей. Систематичность и последовательность предполагает единство и преемственность всех звеньев программы, при этом то или иное структурное звено является продолжением предыдущего. 2. Принцип единства общественного и семейного воспитания. С учетом этого принципа строится содержание программы, даются практические задания, распределяются поручения среди родителей, что оказывает существенное влияние на работу школы с семьями учащихся. 3. Принцип оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм повышения педагогической культуры родителей. Суть этого принципа в том, что коллективную работу родителей по освоению педагогических знаний и умений продолжает соответствующая работа с группами родителей (по классам), а также индивидуальная работа с отдельными семьями. И наоборот: индивидуальная и групповая работа способствует плодотворному участию родителей в коллективной работе по освоению необходимых знаний, умений для достижения более высоких результатов в обучении и воспитании детей. 4. Принцип эмоциональной безопасности для родителей. Психолого-педагогическая работа, как неизвестная родителям, может вызвать у них страх неопределенности, страх нового. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть организовано через знакомые, понятные родителям формы. Если родитель отказывается от взаимодействия с педагогом, у него есть на это причины. 5. Принцип мотивирования родителей к взаимодействию с педагогом. Большинство родителей мало знают о возможностях педагога, поэтому может возникнуть либо страх взаимодействия (вдруг педагог увидит то, что не хотелось бы показывать), либо недооценка его значимости, но и в том и в другом случае возникает стремление избежать учителя. Основные направления реализации Программы: Направление Совершенствование нормативно-правовой базы школы в сфере семейного воспитания учащихся и педагогического просвещения родителей (законных представителей) 6 Содержание разработка школьной целевой программы сотрудничества с родителями (законными представителями) учащихся, плана основных мероприятий по реализации школьной целевой программы сотрудничества с родителями (законными представителями); изучение статей Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Конвенции о правах ребёнка, постановлений правительства РФ, касающихся семейного воспитания; использование на практике научно-методической и художественной литературы по вопросам семейного воспитания. Выработка системы мер, направленных на формирование духовнонравственных ценностей семьи Организация диагностической работы по изучению семей Психолого-педагогическое консультирование Организация психологопедагогического просвещения родителей (законных представителей): 7 совершенствование работы с родителями ( законными представителями) учащихся путём проведения, родительских собраний, всеобучей по различным аспектам духовнонравственного воспитания детей и подростков; организация и проведение семейных праздников с привлечением к подготовке детей и родителей; проведение социологических исследований по проблемам духовно-нравственного воспитания детей в семье. оформление социальных паспортов семей учащихся; составление банка данных о семьях социального риска; анкетирование и тестирование учащихся (по темам «Я и моя семья», «Кинетический рисунок семьи», «Анализ тревожности»); анкетирование и тестирование родителей: опросник «Удовлетворённость родителями (законными представителями) качеством образования и воспитания» и др. индивидуальное консультирование учащихся школы; консультирование семей учащихся, нуждающихся в педагогической и психологической поддержке создание системы массовых мероприятий с родителями (законными представителями); работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания; внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики; оказание помощи родителям (законным представителям), в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков; использование различных форм сотрудничества с родителями; вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета Создание условий для обеспечения прав родителей (законных представителей), на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно воспитательного процесса оказание помощи в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, общешкольный и классные родительские комитеты) Создание условий для взаимодействия школы и семьи включение в работу с семьей соцпедагога, логопеда, педагогов дополнительного образования, библиотекаря; расширение сферы дополнительных образовательных услуг; оказание помощи родителям (законным представителям), в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений; объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка, проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции организация совместных рейдов по неблагополучным семьям; сотрудничество с органами профилактики; сотрудничество с органами управления социальной защиты населения; контроль за обеспечением занятости детей из группы риска в каникулярное время оформление информационного стенда; обновление и размещение информации на сайте ОУ; организация выставок семейного творчества, работ учащихся школы. Социальная поддержка и защита семьи Разработка тематического оформления по работе с семьей Примерное содержание и способы предоставления информации для родителей обучающихся Содержание информации для родителей 1. 2. 3. 4. 8 Устав ОУ. Перечень образовательных программ, реализуемых школой. Возможные образовательные маршруты учащихся. Учебный план школы. Способы предоставления информации - буклеты для родителей; - информирование на индивидуальных консультациях; - проведение открытых уроков для родителей; - информационные стенды; - сайт ОУ 1. Перспективы развития школы. - информационный стенд о школе, 2. Деятельность комиссии по урегулированию помещенный в доступном для родителей месте; споров. - памятки, листовки, буклеты; 3. Деятельность кружков. - устное информирование на родительских 4. Организация внеклассной работы. собраниях; 5. Режим работы образовательного учреждения. - сайт ОУ 6. Расписание уроков, консультаций служб сопровождения. 1. Сведения о дополнительном образовании - сайт ОУ (бесплатном) на базе школы. 2. Информация о работе школы 1. Основные достижения школы. - информационный стенд о достижениях; - публикации в СМИ; 2. Достижения учителей. - сайт ОУ 3. Достижения учащихся. 4. Сводные данные результатов итоговой аттестации учащихся. 5. Данные о социальном устройстве выпускников школы. 1. Материально-техническое обеспечение - информационный стенд; школы. - отчет директора на общешкольном собрании; 2. Источники внебюджетных средств и - сайт ОУ способы их распределения Методы и формы организации работы с семьёй Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на взаимоотношения в ней, на ее собственное укрепление. Дети вносят в семью дух согласия и здорового сплочения. Чем лучше семья воспитывает детей, тем более успешно происходит их личностное развитие, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что укрепляет их воспитательный потенциал. Одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышению содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Семья должна помогать школе готовить образованных и инициативных граждан, формировать у них принципиальность и убежденность. Важно, чтобы родители осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданско-патриотического формирования личности, и не просто обращали внимание на учебную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании. Методы работы 9 Формы работы Нетрадиционные формы работы - беседы; - в семейном кругу - классные родительские комитеты; (анкетирование родителей, - наглядный; - психолого-педагогическое индивидуальная помощь семьям - практический; через консультации, демонстрация просвещение родителей; - проблемно-поисковый - индивидуальная работа спроблемной материалов, встреча с врачами, психологами, юристами); семьей; - индуктивный - социально-психологическая служба - народная светлица (обращение к школы; народным традициям, формирование личности школьника - анкетирование подростков, через общение с природой, общение педагогов, родителей; - классные родительские собрания; родителей с детьми через природу, совместная деятельность родителей, - индивидуальная работа с детей и педагогов); родителями; - день добрых дел ( совместная - дни открытых дверей; трудовая деятельность педагогов, - личные встречи с директором родителей и детей); школы; - вечер большой семьи (принимают - консультативная помощь участие родители, школьники, администрации школы; педагоги; организация отдыха: - диагностическая работа по изучению игры); семей (оформление социальных - дискуссионный клуб паспортов семей учащихся) (обсуждение проблем - лекции информационновоспитания школьников); просветительские - семейная копилка (подбор - работа по организации совместной материалов из опыта семейного общественно значимой деятельности воспитания); и досуга родителей и учащихся; - формы досуговой деятельности - аукцион идей семейной (конкурсы рисунков, газет, педагогики; традиционные общешкольные мероприятия, спортивно - родительский ринг оздоровительные мероприятия, (взаимообучение, семейные праздники); взаимообогащение членов - информационное сопровождение семьи, решение педагогических (разработка и издание буклетов, ситуаций); памяток); - азбука семейного воспитания (обсуждение проблем, трудностей воспитания детей в неполных семьях, психологов, оказание родителям индивидуальной помощи); - словесный; 10 Открытые уроки для родителей Эта форма занятий будет полезна в начале учебного года для ознакомления родителей с одноклассниками ребёнка, педагогами и формирования нормального психологического фона в классном коллективе. Общешкольные мероприятия Форма работы, которая сплачивает родительский и детский коллектив. Общешкольные мероприятия - это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь. Темы общешкольных мероприятий могут быть следующие: • День знаний. • День пожилого человека. • День матери. • Новогодний утренник. • День защитника Отечества. • Международный женский день «8 марта». • Масленица. • День Победы «9 мая». • Последний звонок. • Выпускной вечер. Лекции Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам классный руководитель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции - научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру и логику изложения. Одно из необходимых условий лекции - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Примерная тематика лекций - «Организация семейного чтения». - «Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста». - «Секретный мир наших детей или ребенок и улица». - «Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя». - «Социализация ребенка в семье» и т.д. Индивидуальные тематические консультации Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. 11 Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Посещение семьи Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребёнка, даёт советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Родительские собрания Классные родительские собрания проводятся четыре раза в год. Тема собрания должна быть важной для родителей. Обязательна информация о работе класса школы, об успеваемости, об участии в мероприятиях, о проблемах и сложностях, решаемых педагогическим коллективом. На классных родительских собраниях должны быть встречи с врачом, соцпедагогом, руководителями кружков и секций. К собранию можно попросить отдельных родителей прочитать подборку статей по проблеме, а затем обсудить всем вместе. Родителей следует привлекать к проведению различных конкурсов в классе. Организовать работу так, чтобы родители почувствовали себя коллективом. Тематика классных родительских собраний для родителей, законных представителей учащихся МАОУ «СОШ» р.п Пашия № 4 1 класс Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 1 класс, или Вновь за школьной партой. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть? Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника Организация семейного чтения. 1 2 класс Первые уроки школьной отметки. 1 2 3 2 3 12 Тема собрания Сроки проведения Ответственные I четверть Классный руководитель II четверть Классный руководитель III четверть Классный руководитель IV четверть Классный руководитель I четверть Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Роль семьи и школы в воспитании II четверть здорового поколения. Роль книги в развитии III четверть интеллектуальных умений ребёнка. 4 1 2 3 4 1 2 3 Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста. 3 класс Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться. Мы дружим с книгой IV четверть Классный руководитель I четверть Классный руководитель II четверть Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка Секретный мир наших детей или ребенок и улица. 4 класс Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя. Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению Поговорим о дружбе III четверть Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель IV четверть I четверть Классный руководитель II четверть Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель III четверть 2 «До свидания, школа! Здравствуй, IV четверть лето!» 5 класс Особенности учебно-воспитательного I четверть процесса в условиях перехода учащихся в основную школу. Ценности современного подростка. II четверть 3 Приоритеты семейного воспитания. III четверть 4 Социализация ребенка в семье. IV четверть 4 1 1 2 3 4 6 класс Внимание, подростковый возраст. I четверть Превентивное поведение подростка. Компьютер в жизни школьника. II четверть Подросток и гаджеты. Положительные эмоции и их значение III четверть в жизни человека Детское общественное объединение. IV четверть 7 класс 13 Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 Переходный возраст: особенности I четверть контакта с подростками Ориентация подростков на социально II четверть значимые ценности. Способы эффективного III четверть взаимодействия с подростками. Как развивать чувство IV четверть ответственности в детях. Ответственность несовершеннолетних 8 класс Содружество школы и семьи. I четверть Развитие самосознания и адекватной II четверть самооценки подростка Детско-родительские отношения. III четверть Суициды как крайняя отклоняющегося поведения. форма IV четверть 9 класс Склонности и интересы подростков в I четверть выборе профессии Как снять предэкзаменационную II четверть тревожность у детей Помощь родителей в подготовке к III четверть ОГЭ Социально правовые последствия IV четверть немедицинского потребления наркотиков. 10 класс Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель 1 Основы физиологии старшеклассника. I четверть Классный руководитель 2 Стимулирование подростков. Классный руководитель 3 Взаимопонимание и равенство в семье. III четверть Классный руководитель 4 Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних. IV четверть Классный руководитель волевых усилий II четверть 11 класс 1 14 Ответственность, самооценка и I четверть самоконтроль. Как их в себе развить? Классный руководитель 15 2 Молодежная культура. II четверть Классный руководитель 3 Проступок, правонарушение, преступление. III четверть Классный руководитель 4 Воспитание гражданина в семье. IV четверть Классный руководитель Сроки и этапы реализации Программы Программа рассчитана на 3 года: 1 этап - подготовительный 2023 1. Подготовка и принятие нормативно -правовой базы школы в сфере семейного воспитания. - 2026 годы: 2. Выработка системы мер, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей семьи. 3. Разработка тематического оформления по работе с семьями учащихся. 4. Организация диагностической работы по изучению семей учащихся. 5. Разработка мероприятий направленных на реализацию программы 2 этап - практический 2023 2026 годы: 1. Совершенствование системы работы в данном направлении на основе анализа реализации Программы за 2020 - 2023 г.г.; 2. Разработка и внедрение системы информационного сопровождения программы. 3. Реализация комплекса мероприятий, содействующих развитию системы семейного воспитания в школе. 4. Повышение уровня педагогической культуры родителей учащихся. 5. Дальнейшее развитие системы мониторинга воспитательной работы, в т. ч. в рамках семейного воспитания детей и подростков в школе. этап - аналитический 2024- 1. Систематизация, обобщение и анализ результатов. 2026 годы: 2. Распространение лучшего опыта семейного воспитания. 3. Анализ работы по программе. 3 План мероприятий по реализации Программы родительского просвещения на 2023-2026 г.г. № 1 2 3 16 Мероприятия Участники Сроки I. Организационная работа Организация работы родители сентябрь, декабрь, общешкольного февраль, май родительского комитета Ответственные Организация и проведение Администрация, общешкольных педагоги, родительских собраний. родители Организация и проведение Администрация, родительского всеобуча педагоги, родители Администрация школы Октябрь, декабрь, март, май В течение года Администрация школы Заместитель директора по ВР 4 5 1 2 17 Рассмотрение вопросов по работе с семьями учащихся на заседаниях МО классных руководителей Руководитель МО классных руководителей, классные руководители Администрация, Привлечение работников внешкольных, педагоги, общественных, организаций родители и учреждений для: - проведения совместных мероприятий; - родительских собраний; - общешкольных собраний; - обмена информацией и др. В течение года Заместитель директора по ВР В течение года Заместитель директора по ВР II. Школьные мероприятия Спортивный праздник Учащиеся 1-4 сентябрь «Папа, мама, я - спортивная классов, семья!» родители Мероприятие, посвященное Международному дню пожилого человека Учащиеся 1-11 классов, родители октябрь 3 Мероприятие, посвящённое Дню Матери Учащиеся 1-11 классов, родители ноябрь 4 Новогодние мероприятия, новогодний бал Учащиеся 1-11 классов, родители декабрь 5 Мероприятие, посвящённое 23 февраля Учащиеся 1-11 классов, родители февраль 6 Мероприятие, посвящённое Международному женскому дню 8 марта 7 Подготовка и организация праздника Последнего звонка для 9, 11 классов Учащиеся 1-11 классов, родители Учащиеся 1-11 классов, родители март май Заместитель директора по ВР, учитель физической культуры Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители 8 9 10 11 Проведение Выпускного вечера (9,11 класс) Татьянин день Участие в акциях: «Георгиевская ленточка»; «Бессмертный полк»; «Мы против наркотиков»; «Мы за здоровый образ жизни» и др. Всероссийский урок безопасности Учащиеся 9,11 класса, родители май- июнь Учащиеся, родители январь Учащиеся 1-11 классов, родители В течение года Учащиеся 1-11 классов, родители Сентябрь 12 Час кода Учащиеся 1-11 классов, родители Ноябрь 13 Безопасность в сети и Интернет Учащиеся 1-11 классов, родители Ноябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги школы Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители III. Социальная поддержка и защита семьи 1 2 3 18 Организация психолого Учащиеся 1-11 В течение года педагогических классов, консультаций. родители Выявление детей и семей, Учащиеся 1-11 В течение года находящихся в социально-классов, опасном положении, родители посещение их по месту жительства. Оформление информации Учащиеся 1В течение года 11классов, на стенде о том, где можно родители получить психологическую поддержку: телефон доверия для детей и подростков и их родителей (т. 8-800-200-0122); IV. Работы с семьями одаренных учащихся соцпедагог, педагог психолог, классные руководители соцпедагог, педагог психолог, классные руководители соцпедагог, педагог психолог, классные руководители Изучение социального заказа родителей одарённых детей с целью определения направлений сотрудничества Осуществление взаимодействия родителей и учащихся с целью развития интеллектуальных, творческих способностей в ходе участи в системе дополнительного образования Привлечение родителей к участию в проектно исследовательской деятельности 1 2 3 Учащиеся 1-11 классов, родители Августсентябрь Заместитель директора по УР, педагоги школы Учащиеся 1-11 классов, родители В течение года Заместитель директора по УР, Заместитель директора по ВР, педагоги школы Учащиеся 1-11 классов, родители В течение года Заместитель директора по УР, педагоги школы План родительского всеобуча (общешкольные родительские собрания) № 1 2 3 4 1 2 3 19 Тема собрания 2023-2024 уч. г Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения. Внеурочная деятельность школьников Ответственность родителей. Ступени к будущей профессии. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения Виды и значение самооценки школьника. 2024 – 2025 уч. г. Организация свободного времени детей. Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения общественно опасных деяний, правонарушений, преступлений. Внимание! Кибербуллинг! Ценностные ориентиры современных детей. Сроки проведения Ответственные сентябрь Заместитель директора по ВР декабрь Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР март май сентябрь Заместитель директора по ВР декабрь Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР март 4 1 2 3 4 Профилактика безнадзорности и май правонарушений несовершеннолетних. Организация летнего труда и отдыха обучающихся. 2025 – 2026 уч. г. Образовательные потребности сентябрь государства и общества и их значение при формировании образовательных программ ступеней общего образования образовательного учреждения Культура общения подростка. Знаем ли декабрь мы своего ребенка? Социально правовые последствия март немедицинского потребления наркотиков. Организация летнего труда и отдыха май обучающихся Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Ожидаемые результаты Программы Реализация программных мероприятий позволит в значительной мере снизить социальную напряжённость и разобщённость людей в их ближайшем жизненном окружении, повысить уровень культуры отношений между родителями, детьми, школой, комплексно решать вопросы профилактики асоциального поведения детей и подростков. Взаимодействие участников Программы будет способствовать укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейного воспитания. В результате реализации Программы ожидается: повышение интереса родителей к участию в системе психолого-педагогического просвещения; рост числа родителей, посещающих родительские собрания; активизация родителей в решении проблем семьи и социума (участие в общественнополезной деятельности); повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся; создание в школе благоприятной образовательной, развивающей и воспитательной среды; повышение взаимодействия между школой и родителями (законными представителями), учениками; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно -нравственных традиций семейного воспитания. Критерии оценки эффективности совместной работы школы с родителями: наличие организационной структуры в работе с родителями; 20 конкретные дела родителей, помощь школе и классу; наличие традиций сотрудничества школы с родителями; обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей; позитивный уровень сохранности здоровья детей; высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот. Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. И всё же на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. И если родители станут нашими единомышленниками, коллегами - это даст положительный результат. Методический фонд Программы С целью осуществления методической поддержки Программы сформирован методический фонд Программы. В методических материалах представлены занятия, которые проходят в форме лекций и семинаров с элементами тренинга. Форма семинаров - тренингов выбрана как наиболее подходящая для эффективного достижения поставленных в программе целей. Семинарскотренинговая форма дает возможность объединить различные методы работы с аудиторией: дискуссии, практические упражнения, ролевые игры, практикумы и т.д. Важно, что на семинаретренинге создаются условия для интерактивного обучения. Это означает, что участники процесса имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. В такой форме информация усваивается быстрее, участники вовлекаются в процесс, а сам процесс познания становится легче и интереснее. Семинарская часть занятий дает возможность слушателям получить необходимую информацию, соотнести ее с собственным опытом, знаниями, взглядами, конструктивно переосмыслить, сделать выводы, обсудить различные мнения по рассматриваемым вопросам. Тренинговая часть занятий нацелена на выработку конкретных практических навыков. Основой процесса познания во время тренинга является приобретение собственного опыта. В тренинговой части особое место отводится психологическим играм. 21