План внеурочной деятельности муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» п. Пашия на 2023 – 2024 учебный год I уровень Начальное общее образование 1-4 классы Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность организуется с учетом рекомендаций следующих документов: − Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (с изменениями); − Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ − Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». − Примерная основная образовательная программа начального общего образования, основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) - СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011г. рег.№19993; - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010 - Приложение к Письму Минобрнауки РФ от 07.08.2015г. № 08-1228 «Методические рекомендации по организации введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования»; - Устав школы; Цели внеурочной деятельности: - Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. - Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов, учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач. 1. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе. 2. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся. 3. Учесть индивидуальные особенности обучающихся. 4. Формирование навыков коммуникативного общения. 5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура, труд) – для формирования здорового образа жизни. 6. Развитие творческих и интеллектуальных способностей. 7. Обучение правилам и формам совместной работы. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. Характеристика основных направлений внеурочной деятельности Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов и является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется в соответствии с требованиями Стандарта. Внеурочная деятельность организована по направлениям: 1. Духовно-нравственное. 2. Социальное. 3. Общеинтеллектуальное. 4. Общекультурное. 5. Спортивно-оздоровительное. Форма проведения занятий – кружки, спортивные секции. Занятия проводят учителяпредметники, учителя физической культуры, педагог-психолог, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель технологии. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет: - в 1-м классе — один час занятий 35 минут. - во 2- 4 -х классах — 40 минут. Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1-м классе на 33 учебные недели, во 2-4-х классах – 34 учебные недели. Организуются внеклассные занятия для всей параллели. Программа внеурочной деятельности разрабатывается с учетом интересов детей и пожеланий их родителей. Группы создаются из детей разных классов. Наполняемость групп 12-15 человек. В течение недели ребенок может посетить несколько занятий (по выбору). Спортивно-оздоровительное направление. Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального, основного и среднего общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения образовательных программ школы. Основные задачи: - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; - развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Данное направление реализуется через следующие формы: • Организация походов, экскурсий, традиционных «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. • Проведение бесед по охране здоровья. • Проведение цикла мероприятий «Разговор о правильном питании», «Вредные привычки»; Духовно-нравственное и социальное направления. Цель направлений - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества; активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. В основу работы по данным направлениям положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Основными задачами являются: - формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности; - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России; - приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы; - сохранение базовых национальных ценностей российского общества; - последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности; - формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; - формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование основы культуры межэтнического общения. Формы реализации направлений: • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества». • Митинги и торжественные мероприятия, посвященные памятным датам в истории нашей страны. (Международный День учителя, День матери, День Героев Отечества, День Защитников Отечества, День космонавтики, День Победы). • Тематические классные часы. • Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда. • Конкурсы рисунков. • Смотр строя и песни. • Акции «Салют, Победа!», «Доброе утро, ветеран». • Акция «Накорми птиц зимой», «Сохрани дерево!». Общеинтеллектуальное направление. Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Основными задачами являются: - формирование навыков научно-интеллектуального труда; - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; - формирование опыта практической преобразовательной деятельности; овладение навыками универсальных учебных действий. Формы реализации данного направления: • курсы внеурочной деятельности • Предметные недели; • Библиотечные уроки; • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. • Участие в научно-исследовательской деятельности; • Разработка проектов к урокам. Общекультурное направление. Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран - цель общекультурного направления. Основными задачами являются: - формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; - становление активной жизненной позиции; - воспитание основ эстетической культуры. Формы реализации данного направления: - Курсы внеурочной деятельности «Очумелые ручки»; -Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; - Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; - Участие в концертах, конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района. План внеурочной деятельности предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности, реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. № п\п 1 2 3 4 Направление Программа Кол-во недельных часов 1 2 3 4 класс класс класс класс Общеинтеллектуальное «Русский с увлечением» 2 «Этика: Азбука Добра»» 2 1 «Эрудит. Математика с увлечением» 1 «Волшебные клеточки» 2 «Занимательный русский язык» 1 «Умники и умницы» 2 Социальное «Юные инспектора движения» 1 1 «Школа волонтёрства» 1 1 «Пионербол» Спортивнооздоровительное 2 1 ОФП 2 2 3 «Разговоры о важном» Духовно-нравственное 2 2 2 3 Итого: 6 8 9 11 При организации внеурочной деятельности обучающиеся школа использует возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности загородного лагеря и лагерь с дневным пребыванием.